Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯ

на выборах

депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

четвертого созыва

7 декабря 2003 года

Москва 2003

Шебунова Валентина Яковлевна

советник, руководитель проекта "Наблюдатель" Российского фонда свободных выборов

Научный редактор Веденеев Юрий Алексеевич

доктор юридических наук

Памятка адресована многочисленным участникам избирательного процесса — наблюдателям, доверенным лицам, членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченным представителям политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, кандидатам из указанного списка, представителям средств массовой информации и др.

В памятке в доступной форме разъяснены основные положения федерального избирательного законодательства, регламентирующего правовой статус, полномочия, порядок деятельности наблюдателей, даны рекомендации, мак организовать общественное наблюдение за ходом проведения голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов избирательных комиссий об итогах голосования и как наблюдателям и иным участникам выборов получить заверенные копии указанных избирательных документов.

© Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003

 

Наблюдение за выборами

Избирательное законодательство Российской Федерации дает возможность участникам избирательной кампании осуществлять общественное наблюдение (контроль) за ходом подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва 7 декабря 2003 года. Наблюдение за выборами стало одним из важных условий открытости и гласности избирательного процесса, неотъемлемым компонентом свободных выборов в Российской Федерации. Задача наблюдения — обеспечить честное и справедливое проведение голосования без нарушения избирательных процедур и порядка подсчета голосов.

Правовой основой для организации наблюдения является Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обеспечивающие единообразное применение федерального законодательства о выборах.

Период наблюдения начинается с момента начала работы участковой избирательной комиссии (УИК) в день голосования и в дни досрочного голосования и заканчивается после получения сообщения о принятии протокола об итогах голосования в вышестоящей избирательной комиссии, а в случае проведения повторного подсчета голосов - после получения копии повторного протокола УИК Наблюдатели могут присутствовать при установлении вышестоящими комиссиями, вплоть до ЦИК России, итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов.

Право назначения наблюдателей и их полномочия

Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат по одномандатному округу, каждая политическая партия, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, каждое из общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в соответствии с федеральным законом. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

Полномочия наблюдателей удостоверяются в письменном направлении (приложение № 1). Направление предъявляется в день голосования либо в день проведения досрочного голосования - в УИК, а с начала работы по составлению протоколов об итогах голосования и о результатах выборов на соответствующей территории - в территориальную и окружную избирательные комиссии.

 

Начало комментария Л.Кириченко

Подчеркнутая выше часть предложения не соответствуют закону о выборах депутатов Государственной Думы.

В Законе в статье 31 пункте 10 говорится иное:

10. Письменное направление, указанное в пункте 9 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления протокола об итогах голосования на соответствующей территории.

Точная цитата из закона о выборах депутатов Государственной Думы о правах наблюдателя, пропущенная составителем памятки:

Статья 31

5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

 

9. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным по одномандатному избирательному округу кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, избирательным блоком, иным общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой), куда он направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

10. Письменное направление, указанное в пункте 9 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления протокола об итогах голосования на соответствующей территории.

11. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, одного избирательного блока, одного общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.

12. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;

6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколу об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

13. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Конец комментария Л.Кириченко

 

Наблюдатели вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации (приложение № 2), а также проводить фото- и видеосъемки в день голосования, не нарушая при этом тайну голосования избирателей.

Наблюдатели должны ответственно и качественно выполнять свои обязанности. Для правильного понимания обстановки на избирательном участке, объективной оценки работы избирательной комиссии наблюдателю необходимо взаимодействовать с членами комиссии с правом совещательного голоса, доверенными лицами, уполномоченными представителями, назначенными кандидатом, политической партией или избирательным блоком.

Деятельность наблюдателя в день голосования

Наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в том числе в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха и других местах, с момента начала работы комиссии. Наблюдатель должен заранее уточнить адреса и телефоны участковой, территориальной и окружной избирательных комиссий, с которыми предстоит работать, и фамилии их руководителей (председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии).

В день голосования наблюдатель должен заблаговременно прибыть в помещение избирательной комиссии до начала голосования. Необходимо познакомиться с председателем, другими членами комиссии и предъявить свои документы. Комиссия до открытия помещения для голосования уточняет список присутствующих членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей, а также подсчитывает и погашает неиспользованные открепительные удостоверения, о чем составляет соответствующий акт.

Рекомендация для наблюдателя: записывайте в свой блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией. В конкретном случае следует зафиксировать количество полученных и погашенных комиссией открепительных удостоверений. Делайте записи о том, что происходит в помещении для голосования, в зависимости от своей оценки значимости происходящего.

Федеральным законом не допускается, чтобы в помещении УИК, а также в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателя от одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, одного избирательного блока, одного общественного объединения, поэтому наблюдатели должны так организовать свою работу, чтобы можно было осуществлять свои полномочия посменно.

Наблюдатель обязан знать, что председатель участковой комиссии отвечает за все вопросы, связанные с организацией голосования, подсчетом голосов, составлением протоколов об итогах голосования. Распоряжения председателя комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Наблюдатель вправе обращаться к председателю комиссии, а в его отсутствие - к замещающему его лицу, за необходимой информацией, вносить предложения и замечания по организации голосования.

7 декабря 2003 года в 8 часов утра местного времени председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и другим лицам переносные и стационарные ящики для голосования. Наблюдатель должен убедиться, что они пустые, после чего ящики опечатываются печатью УИК (опломбируются). Председатель предъявляет также опечатанные переносные ящики с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.

Председатель раздает членам комиссии с правом решающего голоса список избирателей, избирательные бюллетени установленного образца, заверенные подписями двух членов комиссии и печатью комиссии, с вычеркнутыми фамилиями выбывших кандидатов либо федеральных списков кандидатов (в случае их выбытия). Члены УИК обязаны расписаться в получении бюллетеней, а также сшитых книг списка избирателей. После этого избиратели приглашаются к голосованию.

 

Начало комментария Л.Кириченко

Пропущенная норма закона:

"Статья 31 пункт 12. Наблюдатель вправе:

  1. знакомиться со списками избирателей;"

Для того, чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, наблюдатель должен попросить показать все страницы списка избирателей, пролистав перед ним. Это позволит убедиться, что в списке нет заранее внесенных в список данных и подписей "проголосовавших мертвых душ". Отказ комиссии наблюдателю в этом его законном праве дает основание подозревать, что готовится фальсификация, вброс бюллетеней за якобы проголосовавших мертвых душ.

Конец комментария Л.Кириченко

 

 

 

Наблюдатель должен ознакомиться с оборудованием помещения для голосования и убедиться, что места выдачи бюллетеней, кабины (специально оборудованные места) для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находятся в поле зрения членов комиссии и наблюдателей;

кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабжены письменными принадлежностями, кроме карандашей;

в помещении для голосования вывешены увеличенные формы протоколов об итогах голосования;

в наличии имеется оборудование (сейф либо металлический ящик) для хранения бюллетеней, списков избирателей и другой избирательной документации;

информационный стенд содержит необходимую информацию о кандидатах, федеральных списках кандидатов, внесенных в бюллетень, политических партиях, избирательных блоках. Перечень материалов (приложение № 3).

В ходе голосования наблюдатель следит за порядком выдачи бюллетеней избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт.

Избиратель получает два бюллетеня разного цвета и формата: один - для голосования по од-номандатному округу и другой — для голосования по федеральному избирательному округу.

Избиратель, голосующий на основании открепительного удостоверения по месту пребывания за пределами своего одномандатного округа, где он был включен в список избирателей, получает только один бюллетень — для голосования по федеральному избирательному округу.

При получении бюллетеней избиратель или по его просьбе член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей паспортные данные голосующего, избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеней, а член комиссии - за их выдачу.

Наблюдатель должен знать, что каждый избиратель голосует лично, заполняет бюллетень в кабине или ином специализированном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Исключение возможно если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня и его заполнить. В таком случае он может воспользоваться помощью избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем или доверенным лицом либо наблюдателем.

В случае если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он

вправе обратиться к члену УИК, выдавшему ему бюллетень, за выдачей нового бюллетеня Член комиссии выдает новый бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается. На испорченном бюллетене делается необходимая запись, она заверяется подписью члена комиссии, а бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

Наблюдатель должен видеть, что избиратель опускает заполненные избирательные бюллетени в опечатанный стационарный ящик для голосования. Федеральное законодательство не предусматривает иных вариантов распоряжения бюллетенями. Стационарные ящики должны быть всегда на виду у наблюдателя, переносить или вскрывать их до окончания голосования недопустимо.

 

Начало комментария Л.Кириченко

Очень важно не допустить вброса пачек бюллетеней за непроголосовавших избирателей. Ширина щели в ящике позволяет вбросить целую пачку бюллетеней, которые могут быть получены у членов этой комиссии заранее… Поэтому правильное расположение наблюдателя - вблизи самого ящика, так чтобы он мог видеть, сколько бюллетеней опускает в ящик голосующий избиратель. При этом наблюдатель отмечает в листке учета каждого проголосовавшего.

Конец комментария Л.Кириченко

 

Наблюдателю запрещено выдавать избирателям бюллетени для голосования, расписываться за избирателя в их получении, заполнять бюллетени, участвовать в подсчете бюллетеней и нарушать тайну голосования, вести агитацию среди избирателей, препятствовать работе избирательной комиссии и участвовать в принятии решений комиссии.

Если наблюдатель нарушает тайну голосования или пытается повлиять на волеизъявление избирателей, тем самым нарушая федеральный закон, он по решению УИК отстраняется от наблюдения и удаляется из памещения для голосования. В этом случае участковая комиссия должна принять мотивированное решение в письменной форме.

Наблюдатель должен изучать и оперативно оценивать обстановку в помещении для голосования, внимательно отслеживать возможные факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов своей семьи либо иных избирателей.

В течение дня голосования участковая комиссия по телефону передает в территориальную комиссию информацию об участии избирателей в выборах, с которой наблюдатель вправе знакомиться.

В ходе голосования наблюдатель может выяснить у председателя УИК

число полученных бюллетеней для голосования и как они хранятся;

как будет организована работа комиссии в случае большого притока избирателей, чтобы не допустить задержки в проведении голосования;

как ведется работа со списком избирателей — есть ли факты невключения избирателей в список и каковы причины, были ли случаи отказа избирателям в голосовании из-за отсутствия их в списке;

были ли жалобы избирателей и как они решены.

Следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосования, убедиться, что не проводится агитация или опрос избирателей об их участии в голосовании, что зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, их доверенные лица, уполномоченные представители, а также организации, если их руководителями являются указанные лица, не организовали доставку (подвоз) избирателей для участия в голосовании.

В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя комиссии со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции не последует, незамедлительно составить жалобу либо акт о допущенном нарушении (приложение № 4) Документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть подписан двумя свидетелями

Наблюдатель имеет право обжаловать решения и действия (бездействие) участковой комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

Наблюдение при проведении досрочного голосования

Окружные избирательные комиссии вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее 22 ноября 2003 года, всех избирателей на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях. В этом случае используются стационарные ящики для голосования.

Проведение досрочного голосования может быть разрешено и для отдельных групп избирателей, включенных в список на соответствующем избирательном участке, находящемся в отдаленных или труднодоступных местностях, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено Для проведения досрочного голосования используются переносные ящики, число которых определяется УИК.

Досрочное голосование проводят не менее двух членов участковой комиссии. При этом вправе присутствовать члены УИК с правом совещательного голоса, наблюдатели и другие лица. УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов УИК с совещательным голосом и наблюдателям, назначенным разными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками, равные возможности с выезжающими для проведения досрочного голосования членами УИК с правом решающего голоса.

Переносные ящики с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей опечатываются и не вскрываются до начала подсчета голосов.

Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования

Избирателю, который не сможет (в случае болезни, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, на участок, где он внесен в список избирателей, по его обращению обеспечивается голосование вне помещения для голосования. К нему выезжают не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса, члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. УИК должна обеспечить равные возможности прибытия к месту голосования не менее чем двум из указанных лиц, назначенным разными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками. Председатель комиссии обязан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о подготовке к голосованию вне помещения для голосования.

Наблюдатель должен знать, что члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования, должны иметь опечатанный переносной ящик, соответствующее число бюллетеней, выданных им под расписку; заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании; бланки заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать, письменные принадлежности.

Избиратель заполняет свое заявление лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и подписью удостоверяет получение бюллетеней. Члены комиссии также ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеней. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.

Бюллетени для голосования выдаются вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.

Наблюдатели должны присутствовать при голосовании вне помещения для голосования во всех случаях. Задача наблюдателя - не допустить возможность нарушения избирательных прав гражданина, голосующего вне помещения для голосования, или искажения его волеизъявления.

При возвращении на избирательный участок наблюдатель вправе убедиться, что выезжающие члены комиссии составили акт о количестве заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, числе выданных, использованных и возвращенных бюллетеней с указанием сведений о присутствующих при проведении голосования лицах.

Переносные ящики должны постоянно находиться в поле зрения наблюдателей в помещении для голосования.

Проверка готовности к подсчету голосов избирателей

Перед подсчетом голосов председатель УИК должен проверить наличие составленных в день голосования документов и готовых для заполнения бланков документов, перечень которых имеется в комиссии (реестр учета жалоб и обращений на нарушения избирательного законодательства, акт о передаче территориальной избирательной комиссией бюллетеней, списка избирателей, заявления на получение открепительных удостоверений, ведомость выдачи бюллетеней для голосования вне помещения для голосования и др.).

Убедившись в том, что все готово к подсчету, председатель УИК в 20.00 часов местного времени после того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования, объявляет о завершении времени голосования, объявляет порядок дальнейших действий УИК и приглашает членов УИК с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов.

Подсчет голосов избирателей осуществляется комиссией открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии в присутствии имеющих право на нахождение в помещении для голосования членов вышестоящей комиссии, ее представителей, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей, а также наблюдателей, представителей средств массовой информации, иностранных наблюдателей. Результаты подсчета голосов должны быть оглашены и обозначены в увеличенных формах протоколов об итогах голосования.

 

Начало комментария Л.Кириченко

Пропущенная норма закона:

В законе в статье 31 пункте 12 подпункте 5 :

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 настоящей статьи;

Наблюдатель должен добиваться выполнения нормы закона - видеть не только действия членов комиссии, но и отметки избирателей в бюллетенях. При отказе комиссии ему в этом праве - писать жалобу на действия участковой избирательной комиссии и сообщить в штаб.

Конец комментария Л.Кириченко

 

 

Порядок действий участковой избирательной комиссии при подсчете голосов избирателей

______________________________________________________________________________________Председатель УИК объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса

______________________________________________________________________________________

Подсчитываются и погашаются неиспользованные, а также испорченные и погашенные избирательные бюллетени. Оглашается их число и заносится в строки 6 протоколов № 1 и № 2 об итогах голосования и их увеличенных форм

______________________________________________________________________________________Оглашается число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, который составлен до начала голосования, и вносится в строки 14 протоколов и их увеличенных форм

______________________________________________________________________________________Оглашается число избирательных бюллетеней, полученных УИК из территориальной комиссии, и вносится в строки 2 протоколов и их увеличенных форм

______________________________________________________________________________________На каждую страницу списка избирателей вносятся суммарные данные о числе избирателей, включенных в список и проголосовавших отдельно по одномандатному и федеральному избирательным округам. После их, внесения каждая страница списка подписывается членом УИКс правам решающего голоса, а данные суммируются

______________________________________________________________________________________Итоговые данные вносятся в последний лист списка и заверяются подписью председателя и печатью УИК Оглашённые данные вносятся в строки 1,3,4,5, И, 12,13,15 протоколов № 1 u № 2

______________________________________________________________________________________Присутствующие вправе визуально ознакомиться со списком избирателей. Председатель УИК обеспечивает хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов

______________________________________________________________________________________Членам УИК, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, нельзя пользоваться письменными принадлежностями при подсчете голосов избирателей.

______________________________________________________________________________________Производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для досрочного голосования

______________________________________________________________________________________Оглашается число избирателей, проголосовавших досрочно, которое устанавливается по акту проведения досрочного голосования. Проверяется неповрежденностъ печатей (пломб), переносной ящик вскрывается, отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, которые не учитываются при непосредственном подсчете голосов и упаковываются в отдельные пачки, о чем составляется акт

______________________________________________________________________________________Подсчитывается и оглашается количество избирательных бюллетеней установленной формы отдельно по одномандатному избирательному округу и отдельно по федеральному избирательному округу

______________________________________________________________________________________

В аналогичном порядке проводится работа с другими переносными ящиками для голосования вне помещения для голосования

______________________________________________________________________________________Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике избирательных бюллетеней по одномандатному или федеральному избирательным округам либо бюллетеней по выборам в органы государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (если они проводились) превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеня по соответствующему округу, все бюллетени по соответствующему округу, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт

______________________________________________________________________________________После вскрытия всех переносных ящиков для голосования данные по всем из них суммируются, оглашаются и вносятся в строки 7 протоколов № 1 и № 2 и их увеличенных форм

______________________________________________________________________________________Проверяется неповрежденность печатей (пломб) на стационарных ящиках для голосования, они вскрываются, извлеченные бюллетени смешиваются с бюллетенями из переносных ящиков и рассортировываются в отдельные пачки по одномандатному и федеральному избирательным округам. УИК обязана обеспечить сохранность бюллетеней после их сортировки по отдельным пачкам и раздельное хранение

______________________________________________________________________________________Затем проводится подсчет голосов по выборам депутатов Государственной Думы и только после составления протоколов № 1 и № 2 УИК вправе приступить к составлению протоколов об итогах голосования по выборам органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления (если они проводились).

Обрабатываются бюллетени по одномандатному избирательному округу. Следует убедиться, что после сортировки в пачке с бюллетенями по федеральному избирательному округу и других пачках не содержатся бюллетени по одномандатному округу

______________________________________________________________________________________Бюллетени сортируются и раскладываются в отдельные пачки по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, против всех кандидатов, одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Оглашаются содержащиеся в бюллетенях отметки избирателя, и бюллетени представляются для визуального контроля всем пршутствующгии,. Сортировка бюллетеней может проводится не более чем двумя группами членов УИК, одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается

______________________________________________________________________________________Подсчитываются и суммируются недействительные бюллетени:

• которые не содержат отметок ни по одной 143 позиций;

• в которых знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате;

• в которых знак проставлен в квадрате, расположенном справа от фамилии выбывшего зарегистрированного кандидата либо справа от наименования политической партии, избирательного блока, если регистрация выдвинутого ими федерального списка кандидатов была отменена или список был отозван после изготовления бюллетеня и после проведения досрочного голосования

______________________________________________________________________________________Определяется общее количество недействительных бюллетеней по одномандатному округу, оглашается и заносится в строку 9 протокола № 1 и его увеличенную форму

______________________________________________________________________________________Производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам. Бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую, чтобы присутствующие могли увидеть отметку избирателя. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается

 

Начало комментария Л.Кириченко

 

Наблюдателю нужно проследить, чтобы не было параллельного подсчета бюллетеней несколькими членами комиссии даже бюллетеней одного и того же кандидата. При параллельном подсчете нарушается право наблюдателя видеть пометки избирателя в каждом бюллетене.

Конец комментария Л.Кириченко

 

______________________________________________________________________________________Определяется количество избирательных бюллетеней установленной формы по одномандатному избирательному округу, содержащихся в стационарных ящиках для голосования

______________________________________________________________________________________С рассортированными бюллетенями вправе ознакомиться лица, присутствующие при подсчете голосов

______________________________________________________________________________________

В аналогичном порядке обрабатываются бюллетени по федеральному избирательному округу и составляется протокол № 2

______________________________________________________________________________________Проводится контрольная проверка данных протоколов № 1 и № 2

______________________________________________________________________________________Проводится итоговое заседание УИК, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов. УИК принимает решение об утверждении итогов голосования на избирательном участке

______________________________________________________________________________________Протоколы заполняются и подписываются в двух экземплярах присутствующими членами УИК с правом решающего голоса с указанием даты и времени подписания

______________________________________________________________________________________По требованию наблюдателя УИК обязана немедленно после подписания протокола об итогах голосования выдать или предоставить возможность изготовить копии протоколов, а также нос заверить. УИК отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Наблюдатель, получивший копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за полноту и достоверность содержащихся в копии протокола об итогах голосования данных несет лицо, заверяющее указанную копию

______________________________________________________________________________________Первые экземпляры протоколов УИК об итогах голосования после их подписания и выдачи заверенных копий незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию

______________________________________________________________________________________Вторые экземпляры протоколов № 1 и № 2 предоставляются для ознакомления, а шс заверенные копии вывешиваются для всеобщего сведения. Опечатанные бюллетени и иные документы, упакованные в мешки или коробки, с указанием номера избирательного участка, наименования и номера избирательного округа, количества бюллетеней и открепительных удостоверений, списки лиц, присутствовавших при составлении протоколов, печать УИК передаются на хранение в территориальную избирательную комиссию

______________________________________________________________________________________

Обработка итогов голосования в территориальной комиссии

На основании данных протоколов УИК об итогах голосования территориальная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.

Первые экземпляры протоколов УИК об итогах голосования доставляются в территориальную комиссию председателем либо иным членом УИК В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. №555 сопровождение и охрану транспортных средств, перевозящих избирательные документы, обеспечивают правоохранительные органы. При передаче протоколов вправе присутствовать наблюдатели, назначенные в данную УИК.

Прием протоколов УИК должен проводиться в одном помещении, а все действия членов территориальной комиссии по суммированию данных этих протоколов должны находиться в поле зрения наблюдателей. В помещении размещаются увеличенные формы сводных таблиц по соответствующей территории, в которые немедленно после прибытия председателя УИК заносятся данные из первых экземпляров протоколов № 1 и № 2 об итогах голосования с указанием времени их внесения.

Протоколы № 1 и № 2 представляются председателем УИК члену территориальной комиссии, который проверяет правильность заполнения протоколов и полноту приложенных к ним документов. Данные протоколов УИК незамедлительно вносятся в ГАС "Выборы", при этом производится проверка контрольных соотношений.

Если протокол УИК об итогах голосования составлен с нарушением требований Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", участковая комиссия обязана составить повторный протокол. С отметкой "Повторный" он доставляется в территориальную комиссию.

При представлении повторного протокола УИК председатель участковой комиссии заносит его данные в увеличенную форму сводной таблицы рядом с данными первичного протокола УИК. При несовпадении данных этих протоколов по какой-либо строке данные первичного протокола УИК зачеркиваются одной наклонной линией.

Порядок дальнейшей работы с повторным протоколом УИК аналогичен порядку работы с первичным протоколом.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протокола УИК территориальная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.

По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протоколы № 1 и № 2 об итогах голосования. При подготовке протоколов и сводных таблиц к подписанию используется ГАС "Выборы".

Территориальная избирательная комиссия организует ввод данных в ГАС "Выборы" и передачу в вышестоящие комиссии данных протоколов УИК. Ответственность за обеспечение эксплуатации комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" в территориальной комиссии и достоверность передаваемых данных об итогах голосования, полученных с использованием ГАС "Выборы", несет системный администратор, работающий под руководством председателя территориальной комиссии.

При вводе данных из протоколов голосования УИК системный администратор вводит данные из первых экземпляров протоколов № 1 и № 2 УИК. При этом присутствуют председатель УИК, руководитель группы контроля.

Если контрольные соотношения между числовыми данными протокола не нарушены, а введенные данные на экране дисплея визуально проверены председателем УИК, системный администратор вводит данные из протокола в базу данных ГАС "Выборы". В случае обнаружения технической ошибки она по решению группы контроля исправляется с описанием причины изменения и указанием фамилии лица, разрешившего его внести.

Факт ввода данных из протокола УИК в ГАС "Выборы", соответствия этих данных первому экземпляру протокола и передачи компьютерной распечатки председателю УИК фиксируется в акте, который приобщается ко второму экземпляру протокола территориальной комиссии.

Для подписания протоколов об итогах голосования территориальная избирательная комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются особые мнения членов УИК, акты, приложенные к протоколам УИК, решения УИК по жалобам, а также жалобы, поступившие в территориальную комиссию. По выявленным фактам нарушения избирательного законодательства территориальная комиссия принимает решения и вправе обратиться в правоохранительные органы. Затем принимается решение об итогах голосования и подписываются протоколы № 1 и № 2.

После подписания протокола территориальной комиссии об итогах голосования осуществляется ввод сведений о дате и времени подписания протокола и результаты работы ГАС "Выборы" по системе телекоммуникаций ГАС "Выборы" передаются в вышестоящие комиссии.

Первые экземпляры протоколов территориальной избирательной комиссии вместе с приобщенными к ним документами и протоколами УИК незамедлительно направляются в окружную комиссию. Вторые экземпляры предоставляются для ознакомления и снятия копий, которые заверяются в установленном законом порядке.

Порядок обработки протоколов территориальных комиссий в окружной комиссии

Окружная комиссия проверяет правильность составления протокола № 1 и протокола № 2 территориальными комиссиями и составляет протокол о результатах выборов. Прием протоколов и составление протоколов о результатах выборов осуществляются в одном помещении и должны находиться в поле зрения наблюдателей.

В помещении вывешиваются увеличенные формы сводных таблиц, в которые заносятся данные протоколов территориальных комиссий с указанием времени их внесения. Председатель территориальной комиссии передает протоколы своей комиссии члену окружной комиссии для проверки правильности их заполнения и полноты приложенных к ним документов.

Если протокол или сводная таблица составлены с нарушением требований закона, территориальная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу. Данные повторного протокола вносятся в увеличенную форму сводной таблицы, а данные, не соответствующие данным повторного протокола, зачеркиваются одной наклонной линией.

Если протокол составлен в соответствии с требованиями закона, член окружной комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу. Председатель территориальной комиссии расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола территориальной комиссии.

Окружная комиссия составляет протокол № 1 о результатах выборов по одномандатному округу.

В аналогичном порядке составляется протокол № 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу.

Для подписания протоколов проводится итоговое заседание окружной избирательной комиссии, на котором рассматриваются жалобы, связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов. Затем принимается решение о результатах выборов по одномандатному округу и об итогах голосования по федеральному избирательному округу на данной территории. После подписания протоколов выдаются их заверенные копии, а первые экземпляры протоколов № 1 и № 2 с приобщенными к ним документами незамедлительно направляются в ЦИК России.

В работе окружной комиссии по установлению результатов выборов и итогов голосования используется ГАС "Выборы". Предварительные данные об итогах голосования поступают из территориальных комиссий по системе телекоммуникаций по мере ввода данных, начиная с 20 часов местного времени, каждый час в автоматическом режиме до окончания ввода данных протоколов № 1 и № 2 об итогах голосования всех УИК После подписания протоколов окружной комиссии их данные незамедлительно передаются в ЦИК России и избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

Проверка итогов голосования с использованием сети Интернет

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации через ГАС "Выборы" по мере получения данных протоколов УИК об итогах голосования обеспечивает их размещение в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Не позднее суток со дня голосования данные протоколов всех УИК должны быть размещены на интернет-сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, что позволит наблюдателю сравнить их с данными имеющейся у него заверенной копии протокола УИК об итогах голосования и в случае расхождения опротестовать их в установленном порядке в вышестоящей комиссии или суде.

Персональная ответственность за соблюдение сроков и установление утвержденного ЦИК России порядка размещения данных протоколов УИК об итогах голосования несет председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

При этом ЦИК России установила, что в день голосования предварительные итоги голосования и результаты выборов по одномандатному и федеральному избирательным округам размещаются в сети Интернет только после завершения голосования в федеральном избирательном округе.

По завершении своей работы наблюдатель вправе составить краткий отчет, в котором следует поделиться своими впечатлениями и выводами о том, насколько состоявшиеся выборы соответствовали федеральному избирательному законодательству. При этом оценки наблюдателя должны быть основаны на конкретных фактах.

Приложение № 1

В участковую избирательную комиссию избирательного участка № _________

_______________________________________________

наименование субъекта Российской Федерации

от_________________________________

_______________________________________________

фамилия, имя, отчество зарегистрированного кандидата

_______________________________________________

либо доверенного лица зарегистрированного кандидата

_______________________________________________

ф и о. кандидата наименование политической партии, избирательного блока,

_______________________________________________

общественного объединения

НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ___________________

фамилия, имя, отчество адрес места жительства наблюдателя

направляется наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка

№_______.

Направление подписывается зарегистрированным кандидатом либо его доверенным лицом, либо представителем политической партии, избирательного блока, общественного объединения, уполномоченным подписывать данное направление

_____________________ ______________________________

подпись фамилия, инициалы

Примечание. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Приложение № 2

Примерный образец нагрудного знака наблюдателя

1 вариант

Наблюдатель Иванова Марина Ивановна назначена зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Петровым Николаем Сергеевичем

2 вариант

Наблюдатель Светлова Ольга Федоровна назначена политической партией "Овен"

3 вариант

Наблюдатель Петров Петр Петрович назначен избирательным блоком "Стрелец"

Приложение № 3

Перечень материалов, размещаемых на информационном стенде в помещении для голосования

Информация обо всех кандидатах, федеральных списках кандидатов, а также обо всех политических партиях, избирательных блоках, внесенных в бюллетень:

• биографические данные кандидатов в объеме, установленном ЦИК России, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

• если кандидат, федеральный список кандидатов выдвинуты политической партией, избирательным блоком, слова "выдвинут политической партией (избирательным блоком)" с указанием их наименований;

• если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово "самовыдвижение";

• сведения об основаниях регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов (подписи избирателей, избирательный залог);

• сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном ЦИК России;

• сведения из финансовых отчетов политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о результатах проверки этих отчетов налоговыми органами, в объеме, установленном ЦИК России;

• информация о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, предусмотренных пунктом 7 статьи 38 и пунктами 4 и 13 статьи 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (если такая информация имеется);

• в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из федерального списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости даются сведения о судимости кандидата;

• в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из федерального списка кандидатов, помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства — сведения об этом с указанием наименования соответствующего иностранного государства;

• образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, фамилии кандидатов, включенных в зарегистрированные федеральные списки, наименования политических партий, избирательных блоков, участвующих в данных выборах;

• извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

• Материалы, размещаемые на стенде, не должны содержать признаки предвыборной агитации.

• В помещении для голосования должны находиться увеличенные формы протоколов об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления.

Приложение № 4

Председателю участковой избирательной комиссий избирательного участка № __ по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по ---------------------------- одномандатному избирательному округу № ------------------------

ЖАЛОБА

на нарушение Федерального закона

"О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации"

Мы, нижеподписавшиеся, сообщаем, что 7 декабря 2003 года в ходе голосования (в ходе подведения итогов голосования) на избирательном участке № __ были допущены нарушения законодательства о выборах, выразившиеся в том, что:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сообщая о вышеизложенном, просим участковую избирательную комиссию принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий. В противном случае нарушения могут поставить под сомнение достоверность итогов голосования на данном избирательном участке.

Член участковой

избирательной комиссии

с правом совещательного голоса:

---------------- --------------------

ф.и.о. подпись

Наблюдатель:

---------------- --------------------

ф.и.о подпись

Наблюдатель:

---------------- --------------------

ф.и.о. подпись

2003 г. _____ часов ______ минут

АКТ

о нарушении избирательного законодательства в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

на избирательном участке № /_____

Мы, нижеподписавшиеся,

1. Наблюдатель, назначенный (зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком, общероссийским общественным объединением) -------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(Ф.И.О. наблюдателя) --------------------------------------------------------------------------

адрес места жительства ------------------------------------------------------------------------

2. Избиратель (Ф.И.О.) --------------------------------------------------------------------------

адрес места жительства -------------------------------------------------------------------------

3. Избиратель (Ф.И.О.) --------------------------------------------------------------------------

адрес места жительства ------------------------------------------------------------------------

свидетельствуем, что 7 декабря 2003 года в -------------_часов --------- минут на избирательном участке № --------- допущены следующие нарушения:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Настоящий Акт составлен в нашем присутствии и подписан нами 7 декабря 2003 года в ---------- часов ----------- минут.

Подписи:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ

Наблюдение за выборами......................... 3

Право назначения наблюдателей

и их полномочия .................................. 4

Деятельность наблюдателя

в день голосования ................................ 5

Наблюдение при проведении

досрочного голосования ........................ 12

Наблюдение за голосованием

вне помещения для голосования................ 13

Проверка готовности к подсчету

голосов избирателей ............................ 15

Порядок действий

участковой избирательной комиссии

при подсчете голосов избирателей ............ 17

Обработка итогов голосования

в территориальной комиссии .................. 25

Порядок обработки протоколов

территориальных комиссий

в окружной комиссии ........................... 29

Проверка итогов голосования

с использованием сети Интернет .............. 31

Приложения ..................................... 33

 

Для заметок: