конференция / доклады

Игорь А. Винюков,
Исполнительный директор Проекта

Основные итоги первой фазы проекта


Меня зовут Винюков Игорь Александрович, и я являюсь исподнительным директором Проекта, и единственным его сотрудником, который занимается только им во все свое рабочее время. Все письма, которые вы получали за подписью Штаб Проекта были написаны мной. Большинство из них никто, кроме нас с Вами не видел, поэтому предваряя ваши упреки за их небрежность и многочисленные опечатки, за которые меня постоянно ругает и мой непосредственный руководитель - координатор нашего Проекта Михаил Александрович Федотов, пользуясь случаем публично приношу вам всем за это свои извинения. В порядке объяснения (но не оправдания) могу только сказать, что из-за постоянной нехватки календарного времени я сознательно предпочитал как можно быстрее донести до Вас нашу информацию в условиях цейтнота, поскольку охрана выгоняла нас из рабочих помещений в 22.00 в будни и в 18.00 по субботам и не допускала ранее 8.00 и никогда по воскресеньям, а принимать часто приходилось несколько десятков писем в день. И на все я старался отвечать как можно быстрее.

Предваряя нашу дискуссию об удачах и неудачах Проекта, я специально ввожу вас в курс наших условий и установок, чтобы услышаь ваше мнение об их соответствии.

Кроме отсутствия других полноштатных сотрудников нашему Проекту постоянно нехватало календарного времени. Мы смогли реально приступить к его реализации только с середины июня 1999 года, когда мы начали получать финансовую поддержку ИОО и смогли начать формирование его технической базы с закупки комплектующих и сборки специальных серверов и рабочих станций Проекта.

Пользуясь случаем инициаторы Проекта еще раз приносят благодарность

– Институту "Открытое общество" (Фонд Сороса), без поддержки которого Проект не мог бы начаться,
– Компании МТУ-Информ за предоставление по льготным ценам доступа в Интернет и размещение сервера публикаций,
– Представительству компании "Майкрософт" в Москве и Международному компьютерному клубу за бесплатно предоставленное общесистемное программное обеспечение,
– Фонду Евразия, предоставившему средства Агентства по Международному Развитию Соединенных штатов Америки (AID) на организацию набора и обучения наблюдателей - корреспондентов сети общественного Интернет-мониторинга российских избирательных кампаний 1999-2000 годов.

В конце июня были собраны и установлены в штабе Проекта сервер и компьютерные станции и разведена локальная сеть. По договору с МТУ в Фонд Индем была проложена выделенная линия доступа в Интернет, а сервер публикаций размещен в техническом зале у провайдера. В конце июля появился сайт Проекта, на котором можно было прочитать концепцию Проекта и зарегистрироваться в качестве его участника. Еще нельзя было ни отправлять сообщения, ни просматривать их. При регистрации автоматически производилась геграфическая локализация наблюдателя вплоть до населенного пункта. Во избежание ошибок названия всех крупных населенных пунктов вплоть до сельских райцентров были заведены в базу данных Проекта и их список предлагался на выбор пользователю.

Отправка сообщений о событиях стала возможной только 5/08/99, а их просмотр 30/08/99.

Возможность отправки сообщений о нарушениях появилась только 15/10/99, а их просмотра - 22/10/99. Такая большая задержка была вызвана серьезностью юридического обеспечения Проекта. Была проведена юридическая экспертиза федерального законодательства РФ о выборах вообще и в Государственную Думу в частности и разработана типология нарушителей и нарушений избирательного законодательства (списки 16 типов нарушителей, 12 типов нарушений и около 330 видов нарушений в значительной степени определили основу структуры базы данных сообщений о нарушениях); проанализированы все другие отрасли федерального законодательства РФ, предусматривающие санкции к нарушителям избирательного законодательства; для каждого вида нарушений определены его связи с типами нарушителей и нарушений, нормами закона, которые их определяют, и санкциями, за них предусмотренными.

Кроме аналитики законодательства, нам пришлось перелопатить нормативные документы ЦИК, чтобы выбрать из них общие и разместить их на сайте Проекта. Хотелось бы знать, оказалась ли эта работа вам полезной? После нас ЦИК также на своем сайте провел частично эту же работу.

У Проекта сложилсь хорошие рабочие взаимоотношения с ЦИК и его Федеральным информационным центром, хотя для этого и прищлось преодолевать значительные бюрократические препоны. Соглашение о сотрудничестве Проекта с ЦИК было подписано в июле, а с его ФИЦ только 28/10/99. Но постоянное доброжелательное участие О.Н.Волковой и А.А. Вешнякова позволили нам поместить на сайте ответы Правового управления ЦИК на вопросы наших корреспондентов, и даже данные о доходах кондидатов по партийным спискам у нас появились раньше, чем на сайте ФЦИ, который от нас их получил быстрее, чем из ЦИКа.

В работу Проекта активно включились Информационный центр правозащитного движения и Московская Хельсинская группа. Они не только проинформировали сеть своих организаций о Проекте, но и сами отправили на сайт Проекта более двухсот сообщений, поступивших к ним из регионов, от тех корреспондентов, которые по разным причинам не отправляли их на сайт самостоятельно. Мы также переправляли им сообщения, поступающие к нам по электронной почте, когда не успевали сами помещать их на сайт. Эта работа велась в рамках их гранта на наблюдение паламентских выборов, и, к нашему большому сожалению, может быть закончена в связи с его прекращением.

В соответствии с Перспективной целью Проекта - поэтапным формированием новой общественной структуры гражданского действия, организованной на базе современных телекоммуникационных технологий на первоначальной фазе Проекта - формировании новой информационно-коммуникационной структуры гражданского общества в процессе Интернет-мониторинга избирательных кампаний 1999-2000 годов в России для решения задач Проекта за отчетный период согласно рабочему плану Проекта было осуществлено оповещение потенциальных участников Проекта о возможности саморегистрации в Проекте посредством:

пресс-конференций руководителей Проекта в Московском доме журналистов и на радио "Эхо Москвы"
рассылки адресных именных писем
по почте от Председателя Союза Журналистов России Богданова В.Л.:

– руководителям региональных союзов журналистов.
– руководителям самых тиражных региональных СМИ,
– руководителям субъектов федерации (86),
– руководителям партий и общественных организаций с развитой региональной сетью (40)
– Министрам культуры, науки, образования (3),
– Президенту РАН;

по электронной почте от имени Секретаря Союза Журналистов России, Координатора Проекта Федотова М.А.:

– Ректорам вузов и деканам исторических, социологических и психологических факультетов (90);

безымянных приглашений по электронной почте по адресам:

– партий и общественных организаций;
– вузов, преподавателей и сотрудников кафедр социологии, истории, психологии, информатики;
– библиотек;
– слушателей семинаров Право и СМИ:
– Интернет-кафе;
– корреспондентов гостевых книг сайтов партий и общественных организаций.

Были заключены отдельные соглашения о сотрудничестве с Проектом Московской Хельсинской группы, Информацилнного центра правозащитного движения, Российского общественно-политического центра,

Инициаторы Проекта приняли активное участие в создании и деятельности общественной организации без образования юридического лица - Координационного центра "Честные выборы". Инициативы и акции Центра отражались на сайте Проекта в рубрике "Гражданские инициативы" раздела ВСЕ О ВЫБОРАХ.

В результате разработки протоколов передачи информации, алгоритмов и программ агрегирования и обработки поступающей информации были созданы и размещены на сайте Проекта

В результате выполнения Проекта создана корреспондентская сеть из пользователей Интернета, журналистов, представителей общественных организаций и любых энтузиастов, объединенных в бригады. На 25 января 2000 года обеспечена регистрация 220 человек в качестве наблюдателей - общественных корреспондентов Проекта, проживающих в 55 субъектах Федерации. В Проекте зарегистрировались также в качестве участников 52 организации, которые направили в Проект своих представителей.

Для обучение участников Проекта технологиям контроля за ходом выборов и работе в построенной сети были разработаны и размещены на сайте Проекта рекомендации наблюдателям по основным этапам избирательной компании по выборам в Госдуму:

В результате проведения основной акции - наблюдения за парламентскими выборами 1999 года всего за период с августа 1999 по - январь 2000 года было зафиксировано 464 сообщения о событиях и 296 - о нарушениях избирательного законодательства в процессе избирательной компании по выборам в Госдуму. Все они распределены по типам нарушений, нарушителей, видам нарушений, регионам, партиям и блокам и кандидатам.

Для достижения целей увеличение сети общественных корреспондентов и повышение их правовой культуры в использовании нового механизма влияния общества на власть за отчетный период были разработаны и размещены на сайте Проекта Фонда ИНДЕМ методические материалы по:

На основе этих материалов была подготовлена и издана тиражом 1000 экземпляров брошюра "Наблюдение за выборами. Руководство для индивидуальных наблюдателей". Брошюра использовалась при проведении семинаров для наблюдателей, распространялась среди активистов партий и движений, социологов, раздавалась и участникам нашей конференции. Ее содержание также размещено на сайте Проекта.

Проводилось обучение общественных корреспондентов навыкам интерактивного взаимодействия с организаторами Проекта и друг другом и эффективным приемам организации общественного наблюдения за ходом избирательных кампаний и голосований в дистанционном режиме с использованием Интернета. Набор новых корреспондентов проводился в основном на рекламных и обучающих мероприятиях. Обучение проводилось как на выездных семинарах, так и в офисе Фонда ИНДЕМ и на семинарах и встречах в других организациях, в т.ч. в ИНИОНЕ,: Московской Хельсинской группе, Московском доме журналистов.

Обучение наблюдателей потребовалось потому что, как выяснилось, когда мы начали работать и сделали рекомендации наблюдателям, то получились только жесткие инструкции и их оказалось недостаточно. Потребовалось организовать и провести обучение, и мы смогли это сделать благодаря Фонду Евразия.

Были подготовлены методические материалы, которые позже были вывешены на сайте, и материалы, которые отпечатаны и вам сейчас были вручены.

По методам общественного мониторинга для участников сети и других заинтересованных в общественном мониторинге групп были проведены три обучающих выездных семинара.

Первый из них прошел 20 ноября 1999 года в областном центре Кировской области городе Кирове на базе Управления по информатизации администрации Кировской области. Набор слушателей проводился заместителем главы администрации Кировской области Малышевым Владимиром Михайловичем. Были приглашены председатели двух окружных избирательных комиссий, находящихся на территории области, председатели всех территориальных избирательных комиссий, представители политических партий, движений и общественных организаций, зарегистрированных на территории области, представители средств массовой информации. Всего в работе семинара приняло участие 38 человек. Цели и задачи Проекта "Информатика для демократии: 2000+" рассказал Президент Фонда ИНДЕМ Сатаров Георгий Александрович. Доклад вызвал большой интерес аудитории. "Особенности избирательного законодательства по выборам в Государственную Думу РФ 1999 года. Основные нарушения законодательства" были доложены социологом Проекта, заведующим отделом социологии Фонда ИНДЕМ Римским Владимиром Львовичем. Доклад заинтересовал не только представителей общественных организаций и представителей СМИ, но и председателей избирательных комиссий. Многие положения его же доклада "Возможности и права общественных наблюдателей и представителей СМИ в избирательной кампании" стали практическими консультациями для представителей политических партий и движений, а также средств массовой информации по наблюдению за выборами. Практические занятия по теме "Работа общественных наблюдателей на странице Проекта <ИНДЕМ: 2000+> в сети ИНТЕРНЕТ" провел начальник отдела программирования Фонда ИНДЕМ Захваткин Михаил Михайлович. Были разъяснены правила работы на сайте Проекта и продемонстрированы основные возможности его использования для получения информации о ходе избирательной кампании и голосования. Работа в сети ИНТЕРНЕТ вызвала большой интерес у аудитории, несмотря на слабую распространенность ИНТЕРНЕТ в Кировской Области. Выяснилось, тем не менее, что все основные политические силы области имеют доступ к сети ИНТЕРНЕТ и электронной почте. По окончании занятия было задано много вопросов по практическому применению законодательства о выборах, в частности, по наблюдению за выборами и разрешению спорных вопросов, возникших у участников семинара в процессе проведения регистрации кандидатов и избирательной кампании. Все выступающие отметили, что семинар был им полезен, они получили необходимые им знания и консультации. Необходимо отметить отличную техническую базу, предоставленную администрацией Кировской области проведения семинара: аудитория была оборудована кроме компьютера с выходом в сеть ИНТЕРНЕТ средствами отображения на монитор большого размера, хорошо видного для всей аудитории.

Второй выездной семинар проводился 22 ноября 1999 года в столице Удмуртской республики городе Ижевске. Семинар проводился на базе Международного Восточно-Европейского Университета (МВЕУ) - одного из ведущих ВУЗов региона. Набор слушателей проводился местным организатором семинара Л.Я.Однопозовой. Были разосланы свыше ста извещений о семинаре: во все региональные представительства избирательные блоков и объединений, в общественные организации и местные СМИ. В итоге на семинаре присутствовало 42 человека. С докладами выступали Президент Фонда ИНДЕМ Сатаров Г.А., вице-президент Федотов М.А. и Ответственный секретарь Фонда Кульянов Е.Г.. Доклад М.А.Федотова "Избирательное законодательство Российской Федерации и практика его применения. Классификация нарушений. Роль СМИ" вызвал особый интерес у правозащитников и представителей СМИ. Представителей блоков и партий больше заинтересовали "Возможности и права общественных наблюдателей и представителей СМИ в избирательной кампании", рассказанные Е.Г.Кульяновым. На практических занятиях "Работа общественных наблюдателей на странице Проекта "ИНДЕМ: 2000+" в сети ИНТЕРНЕТ" М.А.Федотов и Е.Г.Кульянов разъяснили правила работы на сайте Проекта. К сожалению, работа в ИНТЕРНЕТе оказалась интересна меньшей части аудитории, многие мотивировали это отсутствием у них выхода в ИНТЕРНЕТ. В качестве раздаточного материала на семинаре использовалась брошюра "Наблюдение за выборами. Руководство для индивидуальных наблюдателей". Представители СМИ получили также книгу "Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации" с развернутыми комментариями М.А.Федотова. Необходимо отметить отличную техническую базу, предоставленную МВЕУ для проведения семинара: аудитория была оборудована кроме компьютера с выходом в сеть еще и медиа-Проектором, что позволяло демонстрировать работу с сайтом всей аудитории на большом экране, а не тесниться возле монитора.

Третий семинар прошел 9 декабря 1999 года в городе Ярославле на базе Ярославской областной организации Союза журналистов России. Набор слушателей проводился местным организатором семинара А.П. Разумовым. Были приглашены представители всех избирательных блоков и объединений, общественных организаций и СМИ, действующих в регионе. В итоге на семинаре присутствовало 41 человек. Работа в ИНТЕРНЕТе также оказалась интересна меньшей части аудитории и также многие мотивировали это отсутствием у них выхода в ИНТЕРНЕТ. Необходимо отметить слабую техническую базу Ярославской областной организации Союза журналистов России: компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ расположен в маленькой комнате, что затрудняло демонстрацию работу с сайтом. Большинство региональных СМИ и общественных организаций вообще не имеют выхода в ИНТЕРНЕТ, хотя Институтом "Открытое общество" в Ярославле создан ИНТЕРНЕТ-Центр.

В заключение своего отчета об итогах Проекта еще раз прошу вас в ходе дискуссии об удачах и неудачах Проекта сообщить Ваше мнение по всем вышеперечисленным принципиальным и, может быть, спорным решениям,

Какие споры возникали в команде Проекта? Как вы уже поняли в ней собрались люди разные - юристы, математики, программисты, социологи. Возникали, например, разногласия, что в первую очередь от участников просить. Я, например, рассчитывал, что даже если вы сообщите просто, что вышла какая-то статья такого-то объема, это уже достаточно интересный факт, который может быть предметом помещения на сайт. И, в принципе, только таким образом можно было извне, на мой взгляд, оценить финансовые затраты тех или иных партий или кандидатов на свои избирательные кампании. Если бы мы видели, если бы у нас было много конкретных сообщений об их публикациях, выходах в эфир, то таким образом можно было чисто внешне оценить эти затраты. Другая подход был, что в первую очередь нужны только нарушения со всеми нашими типологиями и признаками. Их не всем удавалось отправлять. Это нам известно, что действительно по временным соображениям, по качеству связи не везде можно было наши классификации нарушений сделать, то есть действительно этого добиться. К сожалению, здесь из Орла людей нет, вот у них это было принципиально. Но это и в других регионах, и даже на нашем вот здесь медленном модеме тоже самое эта проблема встает.

Еще был спорный момент, например, о красоте молодежного дизайна, который разбивал 100-страничный закон о выборах в Госдуму в узкую колонку, где 5 слов в строчке. Колонка очень узкая, справа-слева пусто, читать Закон в таком виде мне кажется неудобно, но молодежь настояла, и эта работа была проделана. Вот ваше мнение по этим вопросам, в частности, при обсуждении удач и неудач Проекта, я бы призывал вас высказать, чтобы руководство услышало не только мое мнение, но и ваше.

Что еще хотелось бы обсудить? Как и среди кого мы искали участников. Этот момент на сайте не отражен, поэтому я на нем подробно остановился в докладе, чтобы вы оценили, может быть, мы что-то упустили, какой-то канал наших потенциальных участников мы не задействовали.

Общее число сообщений о нарушениях, имеющихся у нас в базе, вы можете увидеть на сайте, а число сообщений о событиях, к сожалению, нет. Сообщений порядка 450, нарушений порядка 300. Сейчас, в период подготовки конференции, число сообщений возросло, регистрировались люди. Хотя о конференциях у нас было сказано в начале - что будет итоговая конференция по 1-му этапу, по 2-му, но народ в значительной степени активизировался только объявления явного вот об этой итоговой конференции. Так что вот сама форма этой конференции явилась одним из сильных побудительных мотивов вступать в Проект. Ваше мнение по нашим спорам очень хотелось бы услышать.

Спасибо за внимание.