конференция / доклады

А. Е. Любарев,
Московское "Объединение избирателей"

Избирательная кампания 1999 года в Москве. Роль печатных средств массовой информации


19 декабря 1999 г. в Москве проходили одновременно выборы органов власти трех уровней: депутатов Государственной Думы (по общефедеральному округу и 15 одномандатным округам), Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районных Собраний.

Результаты выборов депутатов ГД в Москве кардинально отличаются от результатов выборов в большинстве субъектов РФ. Главная причина – активное участие исполнительной власти в избирательной кампании и мобилизация ею значительных административных ресурсов.

Одним из важнейших средств агитации в Москве являются бесплатные газеты. Их тиражи исчисляются сотнями тысяч экз., а в последнюю неделю агитационной кампании возросли до нескольких миллионов. Большинство этих газет учреждены и/или финансируются городскими, окружными и районными органами власти. Московская исполнительная власть в полной мере использовала свою власть над городской прессой в целях создания информационного преимущества для своих кандидатов. Большинство противников Ю.М. Лужкова и блока "ОВР" недооценили этот ресурс, но в любом случае их возможности оказались несопоставимы с возможностями исполнительной власти.

Основные методы, использовавшиеся московскими газетами для поддержки кандидатов от власти:

Проходившей одновременно избирательной кампании по выборам советников московские газеты уделяли значительно меньше внимания. Общегородские газеты вообще "забыли" про советников, а окружные и районные газеты уделяли этим выборам внимание по остаточному принципу. В итоге среднее число голосов "против всех" кандидатов в советники составило 21%, а в некоторых районах города превысило 30%. Как результат – незамещенными оказались 18% мандатов советников, почти в каждом пятом районе районное Собрание оказалось неправомочным, так как в него избрано менее 2/3 советников.