конференция / доклады

Нина Беляева,
руководитель фонда “ИнтерЛигал”

Практика правовой защиты интересов участников избирательного процесса


Мне очень нравится идея, которую Георгий Александрович начал, говоря о совместном действии и Internet как для этого возможности, которую он предоставляет. Мне очень приятно, что с первых слов вступления мы сразу занялись делом и назвали самое главное слово, то, что нас объединяет, – это все-таки не просто обмен информацией, а совместное действие. Присоединяюсь ко всему, что Георгий Александрович сказал по поводу возможностей Internet колоссальных, я хочу еще сказать, что никакие Internet-связи не заменяют связей личных. Мы должны это признать именно в этой аудитории, глядя в глаза Георгию Александровичу и нашим другим друзьям здесь, потому что сейчас в нашей плотности событий информационных потоков очень легко разминуться. И, в общем, действительно существовало очень много проектов гражданской инициативы. И очень много организаций существует с таким названием “За честные и чистые выборы”, “Сделаем выборы честными” и т.д., – очень много таких организаций, но не все они смогли встретиться вмести и вместе работать. И если бы не личные связи, лично наши с Георгием Александровичем, с Михаилом Федотовым, с представителем фонда Сороса, я еще знаю о нем с периода неформальных времен, когда все мы с вами участвовали в демократическом движении, наверно бы и не сложилось вот такого общего единства. И поэтому я думаю, что чрезвычайно важно, чтобы это были не только виртуальные связи. Ничто так не скрепляет совместную работу, как совместная работа. И поэтому тот проект, который мы начинали в гражданской коалиции, материалы которых у вас есть, нам сразу стало понятно, что бессмысленно вести их разрозненно, нужно непременно их соединить и вести параллельно. И это тоже очень приятно, что даже на встрече, которая была без моего участия, виртуально меня избрали в руководящий комитет этого проекта, я была очень признательна за это, это просто признание того, что мы занимаемся общим делом.

Так вот, вернемся к общему делу, почему я раздала вам такие бумажки, всем, кто здесь сидит, их раздаю, – это то, как выглядит наше общее действие, это фактически Internet-газета, которая называется “Мы – граждане”. Потому что она с самого начала создания коалиции общественных объединений, которая ставила ту же самую цель, а именно контроль за нарушениями по выборам, но рассматривала ее более широко, потому что невозможно организовать контроль, не выполнив двух других задач: во-первых, не объяснив гражданам, почему это важно и почему это от них зависит, итоги выборов и сам процесс их проведения, и не организовав образовательного процесса с гражданами. Поэтому мы с участниками проекта встретились до его начала и друг друга узнали в лицо. Не случайно, вы видели, что мы здесь долго обнимались с представителями Южно-Сахалинска, Липецка и Биробиджана, потому что это участники нашей сети, что и подчеркивает еще больше, что это единая сеть, это единая структура гражданского общества, и нужно сделать все возможное, чтобы эти сети объединять и работать вместе.

Так что же мы делали? Вот, собственно, единственным документом, который позволил объединить вот эту большую структуру, в которой работает больше 500 различных организаций в 52 регионах, является единственный документ, который умещается на одной страничке. Это декларация, в которой, мне кажется, вполне понятно было написано, что мы делаем и для чего. А вот формы деятельности, они были уже предложены самими участниками коалиции, очень разнообразной направленности эти формы. И конкретно то, что вы видите на сайте, там написано “закон нарушен”, и там нет слова “кто виноват”, а написано, что делать. И дело в том, что сообщения о нарушениях – это не новость в наших избирательных кампаниях. Вы все прекрасно знаете, что в самых первых выборах 89 года и 90, в которых, я думаю, многие из вас принимали участие, фиксировались нарушения, а чем дальше, с включением избирательных технологий и возможностей манипулирования общественным мнением, их было все больше и больше. Но существовала проблема разрыва, потому что фиксация и сигнал о нарушении очень редко или почти никогда не доводятся до того, что Георгий Александрович назвал наказанием виновных. То есть процедура работы правовой машины не так проста, и поэтому надо хорошо знать, как она работает, чтобы не только четко и грамотно зафиксировать это нарушение, но и задействовать всю машину правоприменения в интересах гражданского общества и в интересах защиты прав избирателей. И это оказалось самое сложное. Нам было понятно, что это сложно, и поэтому наши все встречи, у нас было два съезда, мы сейчас готовим третий, мы занимаемся именно подготовкой людей, как правильно фиксировать нарушения. И не случайно эта часть занимает большое значение в этой работе, потому что даже практика заполнения этих анкет, почему Internet дает такую колоссальную возможность совместного действия. Мы раздавали, распространяли такие наши открытки, которые одновременно являются фиксацией совместного действия. Вы узнаете на них и представителей, которые здесь сидят, и из Биробиджана, и из Сахалина, и из Липецка, – это была наша одна из совместных акций, которая была проведена в Москве. И эта акция тоже была придумана непосредственно участниками коалиции, поскольку такая была идея, как Георгий Александрович говорит, “сгенерированная на круглых столах”. Я думаю, что вы еще много чего сгенерируете, и если выборы проходят 19-го числа, давайте сделаем такой PR-овский ход, и все наши действия будем привязывать к числу 19. И мы назвали, причем эта идея была, что если это - число, которое объединяет все наши действия, давайте привязывать все наши действия к этому числу, и поскольку территория нашей страны позволяет организовать время в пространстве, начиная акцию в Южно-Сахалинске и заканчивая ее в Калининграде, мы можем организовать волну, целый вал гражданских действий, и назовем его “Девятнадцатый вал”. Так родилась общественная акция, которая была целиком придумана на I съезде, придумал ее Валерий Наумов из Ульяновска, а это было обсуждено в рабочих группах и запущено как совместный проект. И вот с того времени, с 19 мая, когда была первая конференция, 19-го числа каждого месяца региональные отделения нашей коалиции, которые состоят из общественных объединений всех тех городов, которые вы здесь прочти на открытках, в каждом этом городе есть какая-то большая или меньшая общественная коалиция, которая занимается теми же самыми целями, которые мы здесь и обсуждаем, то есть сознательным вовлечением граждан в процесс избирателей, чтобы они становились гражданами. И в итоге была наработана такая интересная методика, как организация совместного действия через взаимодействие по Internet, потому что опыт проведения первой акции, в сентябре который у нас был, потом пошел на октябрь, и в октябре каждый проделал акцию сам. И совершенно уникальный опыт, потому что те организации, которые базировались на молодежный объединениях, они проводили акции со студентами, с учащимися колледжей и с просто студенческой молодежью и молодежью, которая не включена в ВУЗы, с рабочей молодежью; те, которые базировались на женских организациях, проводили акции в этой сфер; беженские организации – по своим проблемам и т.д.. И получился уникальный спектр возможностей, который можно организовать совместно, если это людей объединяет. И момент совместному обучению такому действию выстроил эти направления, что мы должны учиться работать друг с другом, потому что принцип коалиции – что один человек может гораздо меньше, чем может целая коалиция общественных объединений, скажем, в Красноярске у нас их больше 20-ти, хотя в Кургане всего 6, а в Южно-Сахалинске – 4. То есть не важно, сколько организаций, а важно, что они научились совместно действовать, что усиливает возможности и усиливает легитимность этой организации, потому что это уже не один активист. Поэтому мы призываем вас, как корреспондентов такой сети, обрастать друзьями, обрастать структурами, потому что тогда ваши действия будут иметь колоссальный потенциал быть заметными на уровне той области, в которой вы работаете. Скажем, вологодское отделение, которое создано было на основе беженской организации, и юрист этой организации Владимир (неразб.), когда организовал эту акцию “Девятнадцатый вал”, то фактически весь город был оклеен листовками, что мы – граждане, власть выбираем мы, мы должны сами участвовать в этом процессе. Таким образом была поднята волна гражданской активности усилиями, фактически, одной организации, и по этому призыву вокруг них объединилось 8 других общественных объединений, которые стали совместно эти программы выполнять. Просто такой маленький пример, что вы могли бы сделать сами у себя.

Теперь по нарушениям и наказаниям. Проблема наказания, она не только в том, что мы должны; до наказания далеко, скажем так, именно потому, что момент грамотной фиксации нарушения, он очень сложный. Ведь когда мы делали вот эту открытку, это не только порадовать участников фиксацией такого замечательного настроения, которое у на сложилось в рамках совместной акции. Это как бы была запрещенная демонстрация, был еще один PR-овский ход, и все лозунги этой демонстрации, вместо того, чтобы публиковать на больших плакатах, которые были запрещены, мы написали на воздушных шарах и дружно отпустили их на Ленинских Горках, напротив Университета. Но ведь одновременно это еще и, если вы открыли внутри, то это заявление о нарушениях, оно сделано в определенной форме. Потому что очень часто бывает, и даже сообщение, которое я читала на сайте ИНДЕМа, что замечено такое нарушение, замечено такое нарушение, неоднократные нарушения такие, такие, и не хватает очень жесткой структурированности: от кого, когда было нарушение, кто нарушитель, кто заявитель, какая конкретно статья была нарушена. И хотя, вроде бы, это понятно, что нарушение должно быть привязано к конкретному нормативному акту, это делается не всегда и не очень точно. Потому что юридическая консультация, которая у нас работала, масса нарушений, которые присылались, когда, во-первых, требовалась дополнительная информация, которая не была указана, не хватало терпения, может быть, времени, может быть, упорства наших активистов эту информацию предоставить. Но очень часто не хватало еще желания, энергии и упрямства это дело довести до конца. И поэтому гораздо больше примеров, когда фиксировалось нарушение, и фактически никак не была организована работа по его продвижению. Но даже грамотная фиксация нарушения – это громадный потенциал взаимного обучения. Поэтому у нас на сайте, у меня есть распечатка, здесь и сообщения из Липецка, и сообщения из Биробиджана, и из Южно-Сахалинска, я просто вам дам поглядеть, как это выглядело, потому что это уже позволяет эти вещи структурировать. А когда они структурированы, нам понятно, здесь есть ошибка заявителя. Ведь нам важно что: зафиксировать нарушение, научиться правильно его оформить и все-таки добиться того, чтобы нарушенное право было восстановлено. И здесь нужно очень хорошо понимать, как работает вся эта машина, то есть куда можно направить заявление. По практике, которую мы здесь рассмотрели, а наиболее активна она была в следующих городах, по тем материалам, которые нам присылались, я вам еще дам поглядеть, в каких регионах и какие организации конкретно включены, которые работали по этой программе, это города: Владивосток, Биробиджан, Мурманск, Казань, Курган, Хабаровск, Екатеринбург, Орел и Москва. Анализ тех сообщений, которые оттуда поступали, говорит о следующем: что заявителями выступают как представители коалиции, как наиболее активная часть гражданского общества, так и сами кандидаты очень часто, обиженные, но это очень важно, надо их использовать, потому что у этих людей есть большая социальная энергия, а еще с ними обошлись несправедливо, они заинтересованы свое право восстановить, и надо это использовать, работать вместе с ними. Первичные жалобы всегда поступают в участковую или окружную избирательную комиссию. Как правило, они реагируют очень слабо, и параллельно направляются жалобы и в прокуратуру, и выигрывают фактически те объединения, которые смогли на свои стороны привлечь избирательные комиссии, а такие случаи есть. Например, в Хабаровске и в Томске нашим активистам Александру Гефтольду в Хабаровске и Славе (неразб.) в Томске, отчасти в Вологде, им удалось наладить конструктивные отношения со своей собственной избирательной комиссией, которая их поставила на одну, в один лагерь объединила чрезвычайный, так называемый, административный ресурс, то есть давление со стороны исполнительной власти. И сделала избирательная комиссия попытки бороться за свою собственность (неразб.) избирательную комиссию, даже центральную комиссию республики, что если молодежь не придет на выборы, будет очень низкий процент и вообще можно считать, каким-то образом поставить под сомнение легитимность выборов. Им удалось добыть даже финансирование своей деятельности со стороны участковой избирательной комиссии. Они нам прислали длинный перечень мероприятий, которые они провели. Мы даже видели их по телевизору, как показывали обучение молодежи по избирательному законодательству, как они участвовали в игровых выборах и т.д. и т.д..

В Калининграде фактически коалиция создана с участием огромного количества экологических, женских и благотворительных объединений, которые позволили им самостоятельно создать документы, используя опыт активистов общественных движений с начала перестройки, с конца 80-х – начала 90-х годов, как вести себя на выборах, используя местные условия. Потому что, как вы знаете, все общие пожелания, они, конечно, ценны и полезны, если их готовят эксперты, скажем, института США, но у нас уже такой колоссальный опыт нарушений собственных, что огромное значение имеет обобщение того опыта, который был в регионах. И у нас и в Москве, вот представители московского объединения избирателей выработали свою методичку наблюдения за выборами, Андрей Бузин здесь сидит, автор этой методички, в Калининграде лидеры женской лиги избирателей подготовила свою по калининградской области, из Перми Миша Плаксин готовил свою методичку, на съезде у нас ее распространял. То есть я вас призываю в качестве совместного действия, всегда есть какие-то особенности региональные, и все местные губернаторы и местные нарушители законов имеют свои приемы, поэтому всегда нужно обратить внимание наблюдателей в конкретной области на конкретное нарушение, которое в первую очередь надо фиксировать. И, соответственно, какие структуры более отзывчивы гражданским инициативам, с какими в первую очередь стоит работать. И когда мы на съезде проводили такую учебу по опыту взаимодействия с властями, то в регионах были самые разные по этому поводу рекомендации. У кого-то получается лучше работать даже с правоохранительными органами, у кого-то – с представительными, то есть с избранными, и очень редкие случаи, они были рассмотрены с особым интересом, когда удалось наладить контакт с исполнительными властями, и как его задействовать, привлекая на свою сторону каких-то чиновников, потому что политическая система очень сейчас уже имеет много институтов, и упрямый и несговорчивый какой-то один институт, можно привлечь на свою сторону других участников политического рынка и усилить свой собственный ресурс. Но особенно трубно было в тех областях, где вот этот административный ресурс объединялся. Вы пишете в областную комиссию, в прокуратуру, в администрацию, – куда бы вы ни писали, это единый блок, вот такая ситуация создалась в Приморье, на Сахалине, отчасти в Хабаровске, известна ситуация в Башкортостане и в Москве, где все эти заявления, они блокировались, то есть куда бы ты ни писал, куда бы ни обращался, ответ был один. Здесь ресурс уже другой, то есть если не работает такая система формальных институтов, у гражданского общества всегда есть возможность мобилизации общественного ресурса через институты прямой демократии. В нашем случае, например, это институт информационный. То есть мы фиксируем эти нарушения на сайте. И вот сайт, который вы видели, это ведь тоже возможность продемонстрировать, какие нарушения есть. А поскольку в Internet информация абсолютно открытая, и все то, что зафиксировано на сайте у ИНДЕМа и на сайте газеты “Мы – граждане”, доступно всем заинтересованным гражданам, поэтому все без исключения фиксированные нарушения, тот, кто действительно в них заинтересован, всегда может распечатать это нарушение и послать любым органам, мы можем к нему вернуться, снова его рассмотреть, научиться на том примере, где у нас не вышло, довести до конца эти действия. И научиться, как делать в дальнейшем.

Какие итоги. Я просто приведу несколько примеров тех дел, которые имеют некоторую перспективу, то есть люди, работающие в этих избирательных коалициях, не отказались от доведения до конца этих судебных дел, и мы хотели бы побольше примеров услышать на круглых столах, чтобы этими примерами обменяться и сформировать некоторую стратегию деятельности. Когда везде не пускают, куда идти дальше? Все ли правовые методы использованы, все ли мы каналы задействовали, которые только можно.

У меня здесь интересный пример из Томска от Фроменкова Вячеслава, это лидер нашей коалиции в городе Томске, он сам работает в “Мемориале”, правозащитном центре города Томска. Самые типичные нарушения, которые были выявлены сейчас, это, – на каждом этапе регистрации свои нарушения, – это регистрация кандидатов, угодных кандидатов; не замечают большие разночтения с теми материальными сведениями о доходах, которые они должны представить, и которые у них реально есть, и когда об этом сообщают, это просто никак не фиксируется, не реагируется; тех, кого надо, всех регистрируют, а тех, кого не надо – им отказывают. И таких примеров очень много. У нас по Биробиджану, кажется, Болотнов был, да? Анатолий здесь? Так вот, по нему продолжается борьба, как я поняла, в Верховном суде сейчас, дело, потому что кандидату отказывали и продолжают отказывать в регистрации, на этом основании он хочет признать незаконными выборы по своему избирательному участку, поскольку здесь был очень наглый отказ в регистрации, и общественная коалиция во главе с Анатолием Брунковым продолжает борьбу по этому конкретному иску.

А вот в Томске был положительный пример, потому что здесь они тоже на свою сторону привлекли избирательную комиссию, и, – вот я говорю, при регистрации, второй самый массовый тип – это проведение агитации. И, конечно, большинство исков говорит о том, что подконтрольные СМИ региональные использовались впрямую администрацией по продвижению тех кандидатов, которые им были нужны. Из Сыктывкара, из Липецка, из Южно-Сахалинска, – отовсюду шли массовые фиксации нарушений, когда газеты, и перечисляются их имена, и т.д., и имена редакторов, и названия полос. Но вот в Томске, например, газета “Все для Вас”, которая во всей избирательной кампании – типичный случай печатного рекламного материала кандидата, поддержанного администрацией, – но данными действиями главный редактор газеты “Все для Вас” Авдулатипов нарушил конкретные пункты закона о выборах, и обращение было принято в суд, непосредственно от коалиции. Редактор газеты “Все для Вас” против Авдулатипова. Суд принял решение о наложении на газету штрафа в размере 10 минимальных окладов, и подобные решения судов Томска были вынесены в отношении главного редактора газеты “Ва-банк” Вологжанина, отношении редактора газеты “Деловой обзор” Сафина, главного редактора газеты “Томская неделя” Симонова.

Вот мы имеем примеры, что можно добиваться решения. Может быть, размер этого взыскания не так уж велик, что разорил главного редактора, но, тем не менее, сам факт, что решение суда было вынесено, мы считаем чрезвычайно важным, нам хотелось бы набрать как можно больше статистики, где действительно решения суда оказались на стороне закона, что бывает не так часто, и защитили права избирателей получать объективную информацию через СМИ. Вот в Биробиджане, я говорила, если Анатолий присутствует, он сам расскажет подробнее, суд первой инстанции отказал в иске, сейчас дело рассматривается в суде высшей инстанции. По Хабаровску очень активно работала коалиция, и они тоже создали такую коалицию с поддержкой политических партий, потому что они все оказались в очень невыгодном положении перед лицом давления администрации и фактически выступали единым фронтом, и даже дела по нарушениям были обобщены в единое дело, и это придало им веса. Там конкретное дело, которое они рассматривают по кандидату Резнику, которого поддерживала администрация, он шел как ОВР, и жалобы направлялись всюду: и в облизбирком Хабаровского края, и в суд. Дело в том, что там же военные округа, и поддерживали его через администрацию военную. Они проводили массовые встречи с военными на территории закрытых военных частей, вели массовую благотворительную помощь, задабривали, покупали фактически избирателей. Тем не менее, этот кандидат прошел, сейчас они ведут дело о том, чтобы вообще изменить выборы по этому округу в связи с массовыми нарушениями по этому конкретному округу. Мы стараемся им отсюда помочь, оказать какую-то консультативную помощь, но поскольку дело ведется там, мы это можем делать только на том этапе. Если оно выйдет на какие-то высшие инстанции, мы можем уже прямо вмешаться в это дело, каким-то образом это дело поддержать. Да, интересный еще по Брянску пример, когда, например, назначены в избирательную комиссию представители избирательных комиссий, которые занимают принципиальную позицию, откликаются на жалобы, предоставляют информацию гражданам, то есть неугодная администрация, от них хотят избавиться. Решение по Брянску: член избирательной комиссии Плахов с правом решающего голоса, назначенный приказом администрации номер такой-то, точнее самой администрацией был отозван, потому что не понравилось администрации, как действует назначенный ею человек. На самом деле они нарушили этим федеральный закон, потому что освободить его от должности нельзя: сегодня назначил, завтра убрал. Есть целый перечень нормативных положений в соответствии с которыми только и может быть он нарушен: он должен нарушить законодательство, чтобы его лишили права работать в избирательной комиссии, а такого сделано не было, и комиссия фактически своевольничала, изменив закон, отозвав назначенного ею председателя, который занял такую принципиальную позицию против администрации. Пока в Брянске областной суд решил, что постановление администрации об отзыве его не несет нарушения федерального закона, они продолжают борьбу с судьей следующей инстанции.

По Татарстану очень многие дела, я думаю, что вы уже читали, активно работает коалиция в Татарстане, но Татарстан вообще особый случай, они вообще вне Конституции России, ведут себя, как хотят на территории этой республики; тем не менее, продолжает бороться правозащитный центр Татарстана, создал коалицию, там очень много конкретных дел, вопиющие нарушения, когда просто переписывались протоколы, это уже на этапе подсчета голосов. То есть регистрация, агитация, и массовые нарушения при агитации, и непосредственно при голосовании, при подсчете голосов, что самый опасный вид нарушений, потому что все остальное сводится на нет, когда просто переписываются протоколы комиссии, вы голосуйте, голосуйте, мы посчитаем так, как надо. По Татарстану вопиющие примеры нарушений непосредственно при подсчете голосов, которые удалось зафиксировать, поскольку там была масса присутствующих наблюдателей, и эти акты, которые были составлены, подписаны пятью-шестью наблюдателями. Мне позволили ознакомиться: три часа лежали бюллетени, потом их закрыли, увезли без сопровождения наблюдателей, – то есть полнейшая возможность все это переписать и полностью закрыть. Но это уже не первый случай в Татарстане, это болезненное такое место в правовом поле российском, но продолжается там борьба всем, чем мы сможем, мы будем помогать нашим коллегам из Татарстана.

Я не буду больше приводить примеры, то есть вам понятно, что практика колоссальная, нам будет интересно узнать ваш опыт, потому что у нас сейчас очень много набралось дел, и мы готовим такой обширный доклад именно по судебной защите избирательных прав. То есть по тем конкретным актам, которые были возбуждены, потому что, как я говорю, это геометрическая прогрессия в убывающую сторону. То есть сотни тысяч нарушений были заявлены, из них только, ну не знаю, по тысячам возбуждены какие-то иски, и по десяткам дела ведутся до сих пор. Нам поэтому особенно важно, кто не сдался, кто не отказался, кто продолжает работать, чтобы мы могли составить какую-то статистику сегодняшнего состояния дел, кто выиграл, кто проиграл, почему, на какой инстанции, кто оказался на стороне гражданского общества, кто против и как с этим дальше быть.

Я еще хочу сказать пару слов по поводу дальнейших действий. Мне кажется, Георгий Сатаров чрезвычайно интересно сказал о продолжении действия, потому что очень мало информации о депутатах, о том, что происходит с ними, когда их избрали. И поскольку мы очень тесно работали с нашими региональными коалициями и их представителями, мы сейчас у них запросили информацию, кого из депутатов, которые сейчас уже прошли и депутатами являются, они лично знают, как они вели свою избирательную кампанию, благодаря чему они попали. Что они за люди, насколько мы можем с ними сотрудничать здесь в продвижении каких-то инициатив и общественных объединений. Мы получили очень интересные сведения, то есть какие-то популярные лица оказались очень нечистоплотными в своей избирательной кампании, а те, на которых был какой-то ярлык, что это коммунист, например Светлана Горячева, из целого ряда регионов мы получили подтверждение, что она человек толковый, грамотный и поддерживает законодательные инициативы вопреки давлению губернатора. То есть наши региональные лидеры подтверждают, что это депутат толковый и с ней можно работать, в том числе по продвижению гражданских инициатив, что любопытно. То есть мы начинаем избавляться от некоторых ярлыков, если ты коммунист, значит, ты мерзавец, если ты демократ, значит, ты святой. Мы начинаем уже эти вещи проверять и, конечно, будем обеспечивать обратную связь именно тем, что будем поддерживать инициативы гражданских инициатив, в частности, такой подарок, буквально у меня первый и единственный пока экземпляр, пробный, поскольку мы его пробуем, это практическое пособие по проведению общественных слушаний. То есть вы понимаете, что мы можем возражать снизу, что нам не нравится ваш закон. А как сделать, чтобы учли наше возражение? И вот поскольку наш фонд уже работает на ниве формулировок и продвижения нормативных актов, мы разработали на основе регламента Государственной Думы и с использованием международной практики процедуру общественных слушаний по законопроекту. И поскольку так распорядилась судьба, что я являюсь руководителем рабочей группы одного из законов, законе о фонде, это позволяем мне использовать вот эту роль для того, чтобы проводить общественные слушания по этому законопроекту в регионах. И, пользуясь такой возможностью, мы написали целое пособие, как такие слушания проводить в регионах, не важно, по закону о фондах или по любому другому. И мы постараемся, ну во всяком случае, вывесим на сайте, что нас избавляет от расходов на публикации, и вы сможете почитать, ознакомиться и посмотреть, что это за нормативные акты, какие цели преследуют разработчики, какие есть за и против, что вы сами можете предложить, чтобы этот закон улучшить и сделать его работающим, а кроме того вы можете на предложенной модели, в который изложены и законодательный процесс, и возможность участия общественности на каждом из этих этапов, и возможность самостоятельной организации общественных слушаний по любому законопроекту, который вы считаете важным. И фактически это практическое пособие, мы считаем, – это одна из тех форм, тоже совместного действия коллективного, которое позволит нам всем как гражданским структурам участвовать в управлении государством не раз в 4 года, а постоянно. Поскольку задачи коалиции – это не просто зафиксировать, как было много нарушений на выборах, но и организовать диалог между гражданским обществом и властью на постоянной основе, чтобы мы имели возможность отслеживать, контролировать и, во всяком случае, иметь свою оценку органам власти, а там, где возможно, и оказывать давление на принятие определенных решений.

Я заключу тем, что, невозможно обо всем рассказать подробно. Я с удовольствием приму участие в круглых столах, которые будут вечером. И очень хотелось бы услышать подробнее о работе регионов, и, разумеется, включить вас всех, мы готовим третий съезд коалиции, который будет в конце февраля, 19-20-21, мы как-то всегда меньше, чем в три дня не укладываемся, очень много опыта, приезжают больше ста человек, нам есть о чем поделиться, рассказать, и приглашаем вас всех принять участие у нас в съезде. Вот вы если посмотрели, там есть такой кусочек, называется “Обсуждаем третий съезд”, поскольку наши все люди очень грамотные, очень опытные гражданские организаторы, мы призываем их самих быть организаторами учебных секций, и они нам сейчас пишут предложения, из чего должен состоять съезд, поэтому пропуском на такой съезд являются две вещи: это обзор нарушений по выборам, который сделан в вашем регионе, который доказывает, что вы грамотный эксперт и специалист и умеете работать внутри этого поля, и очень важно, что вы работаете не в одиночку, у вас есть возможность и готовность и способность организовать вокруг себя коалицию общественных объединений, что является условием работы в нашей структуре, поэтому мы приглашаем вас всех в этом принять участие.

Все, есть вопросы? Спасибо.