4-я конференция / стенограмма выступления

Велигодский Михаил Александрович

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ФОНДА ИНДЕМ
29 мая 2004


Велигодский М. А.: Коллеги, я попробую, некоторые вещи буду читать. Я по поводу того, что у нас по столам бродит бумага - очень серьезная. Очень крутая о том, чтобы будущая коалиция начала формировать или оценивать возможность формирования инициативной группы по проведению референдума. Коллеги, поскольку Г.М. меня подняла как "Яблоко", в данном случае на эти три минуты я - "Яблоко". Докладываю, что в 97 году "Яблоко" инициировало внутри себя и рассматривало вопросы проведения референдума против ??? Я помню, что я писал, что писал специальную бумагу, на основе которой все это разрабатывалось. Я помню потом, когда мне очень умные люди, аналитики в "Яблоке", сказали о том, что я не учел. Вот я хочу сейчас несколько слов сказать именно об этом. Коллеги, существует три составляющие: юридические особенности законодательства о проведении референдума, политическая составляющая востребованности этих вопросов обществом в этот момент, и третья - ресурс, в первую очередь, финансовый ресурс, ну, как у нас, три перпендикулярных ресурса: время, деньги, люди. Значит, хочу вам сказать, что сегодня запущенная бумага должна говорить о следующем, что на самом деле это совершенно партийная задача, в плане того, что существует машина, существует группа аналитиков, которая выработала слоганы, которая провела промоушен в первую очередь той коалиции за защиту прав прав граждан-избирателей, и которая говорит, что на основе проведенных фокус-групп и по поводу экспертного общения в сегодняшней ситуации понято, что ситуация похожа на "Яблоко", когда 90% было против ввоза ядерных отходов, как КПРФ, такие темы, что даже запретили референдум, или как экологи, которые не смогли, их споткнули, когда в 2001 году они собирали по 4 вопросам референдум. Теперь я нарисовал вам картинку, давайте пройдем юридические аспекты, поскольку здесь много юристов, я специально знал. Коллеги, есть серьезная особенность: не ЦИК проводит референдум, ЦИК вообще по закону не участвует в данном процессе, только методическое обеспечение, а формальной ответственности не несут, иначе это будет…..как хочет. Кто несет ответственность? Вот тот регион, который выбирает инициативная группа, этот регион несет ответственность - зарубить этот референдум на самом первом этапе или нет. Конкретный пример. Краснодарский край. Коммунисты пробовали проводить референдум через Краснодарский край и им там зарубили. Следующее. А кто проверяет подписи? Не ЦИК. Подписи проверяют региональные избирательные комиссии, это главным ударом со стороны Митрохина ко мне, когда я сам покаялся и сказал, коллеги, Яблоко референдум проводить не будет. Все республики отпали, т.е. вторая часть - это анализ соответствия представителя инициативным группам тем регионам, которым можно надеяться на благоприятный исход и слабый административный ресурс с двух сторон - федеральный и региональный. Если есть такие избиркомы, значит, есть какой-то смысл в этом деле. И третье. На самом деле, мной написано гораздо больше, я не знал, что три минуты. Я попробую короче. Третье. Это ресурс. Это точно политическая задача. Приведу конкретный пример. Надо чтобы работала машина, которая бы собирала один раз подписи, отрезала сбор подписей тоже один раз и платила за подписи один раз. Я за скобками оставляю бесплатный сбор подписей, это должно быть все поднято, перевернуто гражданское общество, чтобы собрали четыре миллиона подписей, ну, три минимум. Сдается два с половиной. Во всех регионах - … три, двадцать пять процентов нещадно отбраковывается, коллеги, партия знает. Из чувства ответственности к Яблоку, который собрал на Явлинского в 96 году 80.000 подписей, первый и последний раз честные подписи. Мы знаем, что сейчас на Хакамаду собирали, у Хакамады в Красноярском крае собраны 100.000 подписей, 50.000 подписей не оплачены, подписи СПС-ников не оплачены, это тоже…машина, ресурсы, слоганы, предварительный промоушен и последнее.. Этап агитации пошел. Этап агитации закон позволяет инициаторам иметь временной лаг, положительный, несомненно. Но как только будет анализ, кто на той стороне доски, они, наверняка, мгновенно организовавшись, получат те же самые вещи по агитации. Закон такой. На той стороне против нас гораздо больше всяких сил из их СМИ. Это третья вещь. Без анализа этих вещей, если можно все-таки после этого запускать. Спасибо.

Винюков И. А.: Ясно. Спасибо. Еще просил… Раздумали? Тогда в нормальное выступление.

Кынев А. В.: У меня такой вопрос. Я думаю, ответит тот, кто сочтет может что более правильно. Когда мы говорим о референдуме, здесь же проблема не только в том, что как минимум в сорок пять раз усложняется процедура инициации, там же есть другая составляющая, о которой обычно не говорят. Ведь у нас референдум, как и выборы жестко регламентирует порядок финансирования в день агитации и т.д. Совершенно очевидно, что даже если его инициировать, то по этому закон невозможно провести компанию никакую, грубо говоря: всех посадят за незаконную агитацию, тут тоже все зависит от финансирования, все такая же дикая система как с выборами, с этими страшными лимитами, по которым ничего легально сделать нельзя. Есть комплекс, я думаю, если говорить о каких-то предложениях, нужно не только бороться за инициирование, но чтобы была процедура агитации в ходе референдума, нормальная, человеческая, а не профанация, как есть сейчас.

Винюков И. А.: Это не вопрос.