4-я конференция / стенограмма выступления

Велигодский Михаил Александрович

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ФОНДА ИНДЕМ
29 мая 2004


Михаил Александрович Велигодский, Краснодар: Уважаемые коллеги! Я делал здесь несколько реплик, надеюсь, они были достаточно провокационные, поэтому я теперь буду вынужден по поводу них изъясняться. Обосную следующим. Начиная с 89-го года меня очень интересовали демократические выборы. Последний раз я в них участвовал в качестве кандидата от партии Яблоко в 2000-м году. Так оказалось здорово, что с 2001-го года я понял, чего я не знал, как секретарь крайкома партии. Я не знал, что самым главным на выборах, и это законодательно закреплено пунктом 3 статьи 20-ой наших законов о гарантиях, записано, что у избирательной комиссии две функции, две задачи. Вторая - это организовать выборы, а первая - это защитить права избирателей. Каждый раз на любом хурале с участием каких-то руководителей из избиркомов, крайизбиркомов, ГИКов заслушивают с серьёзным благоговением эту фразу, сразу видят в нас партнёров, которые их мониторят, но, тем не менее, они вынуждены считаться, и особенно те приличные люди, которые находятся в этих комиссиях, они сразу же понимают, какова их высокая миссия. И тогда можно с ними о чём-то серьёзно пошутить. Тем не менее, хочу вам сказать сразу, что вот, например, 8 апреля вот этого года пришлось заседать комиссии крайизберкома, чтобы рассматривать, как Краснодарский ГОЛОС, мои 11 студенток, заставили, нашли и представили нарушения на 63-х участках. Вот специальное было заседание, кроме кого-то уволить, кого-то нанять. И как всегда в таком случае, в прессе было такое, что в основном все представленные нарушения не подтвердились, тем не менее, обязать все территориальные комиссии, обо всём, о чем сказал ГОЛОС. провести учёбу участковых избирательных комиссий. И в следующем не вести себя неподобающе в отношении к наблюдателям, чтобы было в большом, очень большом объёме. И второе. А 24-го мая состоялось заседание консультативного совета губернатора, где делала доклад председатель крайизберкома Голубшо, которая сообщила без ссылок на ГОЛОС. Зачем? Они сами теперь приняли решение, и приняли решение к 15-му июня представить списка кандидатур от политических партий, на предстоящих выборах в декабре в местное самоуправление, чтобы крайизберком их обучил, и чтобы губернатор на это выделил деньги. И в присутствии губернатора Ахеджаков сказал: Деньги будут выделены. Бездарное поведение представителей политических партий на выборах - это вообще недопустимо. В принципе, хочу вам сказать, что именно из-за того, что ассоциация ГОЛОС резко отличается в своих полномочиях, в своём имидже от наблюдателей или от членов комиссии от политической партии, которая может вести себя объективно не зависимо от того, надо защищать своих игроков или не надо. Она всегда поэтому имеет возможность вести себя честно, добросовестно. Рано или поздно это вызывает серьёзное уважение. К сожалению, просто объективно представители политических партий так себя вести не могут. Они, самое первое, защищают своих. Поэтому я хочу вам сказать, что я очень рад, что я нахожусь в составе этой команды. И вторая сторона. Если ты занимаешься уже узким участком работы, ты уж постарайся быть профессионалом, иначе ты вообще зачем нужен? Слава Богу, что наши законодатели на каждые выборы, в 2002 вообще у нас была серьёзная коллизия, краевые выборы проходили по краевому закону, по старому, где можно было снимать, где было 107 судов по снятию, 37 человек сняли, потом 7 восстановили. А уже в 2002-м году, все помнят, да?, уже работал новый закон о гарантиях, который не позволял снимать. Вот такие вот выборы. Потом 2003 год - партийные выбора, и вот сейчас были выборы президента. Все выборы совершенно разные. и законы совершенно разные. Поэтому ГОЛОС совершенно востребован. И в Краснодарском крае нам, слава Богу, удалось провести конференцию для членов ТИКов от партий ЛДПР, СПС, РДП, Яблоко. И были приняты представители компартии, которые сидели, внимательно слушали и выступали, и искали какие-то решения. потому что на самом деле всегда учат кого? Председателя комиссии. Деньги дают председателю комиссии. Премию распределяет потом опять председатель комиссии ТИКа или УИК. Я готов достаточно долго говорить, продолжать в этом направлении, но хотел бы сосредоточиться на том, о чём сказано в моих тезисах чтобы снять часть вопросов. Уважаемые коллеги! Порядок назначения членов избирательных комиссий всех уровней прописан законом достаточно жёстко. Исключение составляет порядок назначения членов участковых избирательных комиссий, потому что партии у нас не имеют пальцев, руки-кисти имеют, а пальцев точно не имеют. Поэтому мало того, что они не готовят членов комиссии, я совершенно согласен в Аркадием Любаревым, что вообще, по-честному, совершенно правильная мысль, нечего та делать партийным активистам, нечего. Могу вам сказать, чем отличается наблюдатель от ГОЛОСа, а тем, что мы давали, никогда бы не поверил, когда Лилия Васильевна потребовала это провести, 15 часов занятий. Как это? За те же самые 300 рублей за сутки работы и ещё 15 часов ходить. Пошли. Потому что мы им в руки дали инструмент, вполне конкретный. Вот они шутят, называется так: Магическая Краснодарская таблица. Это что значит? Просто таблица в 3 тысячи клеточек. Человек сидит вычёркивает. Он работает. Он не вяжет носки и не делает курсовую. Да, у него в руках пятая глава КоАП, кодекса об административных нарушениях, 53 статьи. И когда через 2 часа избирательная комиссия приходит и спрашивает: Ну и как там у вас с цифрами? То человек понимает, что он там делает. Когда ещё при серьёзном обучении говоришь: если вы сделаете первое, второе, третье и четвёртое, у вас вбросов не будет. Все, конечно, не верят. Надо длительное время, чтобы они поняли, что они главные на этом избирательном участке, что они главные представители той самой формулы по третьей статье конституции. Потому что до сих пор все наблюдатели и члены комиссии приходили отбыть номер. Хочу вам сказать, что мне пришлось собирать протоколы в Краснодарском крае от 780-ти членов УИКов от партии Яблоко в декабре 2003-го года. Коллеги, 80 % протоколов не собрали. Вот так. Коллеги, совершенно правильно, опять соглашусь с Любаревым, вы, партии, отдаёте государству своего человека и забудьте про него. Если он не связан другими какими-то путями. Потому что деньги он получает уже от государства. Это мне приходилось выбивать им премию, про которую хотели забыть. Имейте в виду, у них другая проблема. В участковых комиссиях никто не хочет сидеть - очень мало платят. Это серьёзная, на самом деле, работа. Поэтому власть это очень серьёзно понимает. С властью по этому поводу можно искать по этому вопросу диалог. Вот уже какая-то определённая серьёзность появляется. Хочу вам сказать, что в декабре не было нарушений в Краснодарском крае на выборах. Вот так вот не было просто. Мелочи там были всякие. А в 2004-м году, когда были только 11 наблюдателей, которые работали на 11-ти участках, и работали наблюдателями и членами комиссии от всех партий, выдавая им эти же самые инструменты, и таблицы и КоАП, и памятки и так далее, были эти самые нарушения на 63-х участках, которые, конечно, сначала отмели, потом сказали: У вас плохие наблюдатели, потому что они не юристы пятого курса. Пришлось заставить председателя ТИКа, который присутствовал на заседании, подтвердить, что эти нарушения по несброшюрованным спискам, отсутствиям уличных форм протоколов и так далее, что они были. Поэтому им пришлось выходить потом и вставлять пистоны, выходить на консультативный совет. А не потому, что они полюбили ГОЛОС. Мало того, появились "дети лейтенанта Шмидта", когда компрометатный, к сожалению, кандидат в мэры города Краснодара повесил себе всех наблюдателей: здесь ГОЛОС. Это уже означает: мы состоялись. Я хочу вам сказать самую главную вещь, что это благодаря уникальным возможностям действовать всегда честно. И ещё хотел бы сказать несколько слов. Сейчас, секундочку, я хотел бы некоторые нюансы по сказанному. Мне кажется, что я остановлюсь просто прокомментировать табличку такую, кто уже видел. Коллеги, самое главное было в составе, в порядке назначения участковых комиссий, которые по-настоящему делали не депутаты, а ТИКи, можете посмотреть. Я обратил внимание, что здесь будет хорошо. Здесь представлены данные, которые там есть, по трём ТИКам. Есть Западный, Карасунский и Центральный. Состав комиссии 15-19 человек. Бледно смотрится КПРФ почти везде, ядро почти везде - муниципальные служащие - 1-2, иногда вот Яблоко проскакивает, иногда ЛДПР, вот здесь есть ЛДПР, а здесь почему-то нет. Хочу вам сказать, коллеги: можете сравнить. Здесь не было нарушений, а здесь они тотально были. Потому что существует понятие, была такая гипотеза у ГОЛОСа, мы провели исследование, подтвердили. Существует позиция базового учреждения. Это означает, что эти 15, 16, 17 человек из 19-ти, они находятся в одном конкретном учебном заведении, которое всегда полностью зависит от власти. И директор, за редким исключением завуч, директор, чтобы отвечал, председатель комиссии. Поэтому у нас 11 студенток, которые смогли положить на лопатки систему, просто это было так больно, так противно! Ну конечно, представляете, старый человек, уже 30 лет в школе, руководит, уважаемый, а какая-то студентка будет ставить его на место, что он не знает закон. А его не научили, что надо списки сброшюровывать, ему сказали не сброшюроввывать списки. Ему не сказали, что это надо вывешивать здесь. Он повесил в другом месте или забыл его повесить. и когда только два заявления и подпись, что он принял, вот тогда он начинал соображать и начинал говорить: "Сейчас всё сделаем". На самом деле самое важное - нельзя ли, и вот просьба, я обращаюсь к юристам, это написано в наших тезисах, надо менять эту статью. Я сейчас не буду, номер там указан. Какое исключение? По мету жительства и по мету работы. По месту жительства и по месту работы имеют право в виде исключения вводить в состав комиссии. Предложение первое. Исключить эти субъекты выдвижения. Просто. Как компромиссный вариант, не как на Украине, где там только от общественных объединений. Надо снять просто по месту жительства и по месту работы. Крайизбирком, когда обсуждал эти тезисы, он сказал: "Михаил Александрович, ну вы загнули! Треть оставьте, ну зачем вам треть? Вы же видите, муниципальных служащих мы не ставим, их столько не хватает. А кто будет столы двигать, кто будет кабинки ставить?" В принципе, может быть, это правда радикальное предложение. Но может быть, как муниципальных служащих? Не более трети или не более четверти? Да, хочу вам сказать, коллеги, что у меня в Западном округе и даже муниципальные служащие, которые тут указаны, тоже были выдвинуты от этой самой школы! Понимаете, да? Вот и всё. Так хочу вам сказать, что здесь тоже были директора, но то была половина не из их школ. И уже у них хватало свежих мозгов сказать: "Уважаемый товарищ, а не родной начальник, ты тут неправ". Мне кажется, когда соблюдён баланс, когда появляется возможность просто сказать и завтра тебя из школы на уволят, в таком случае начинается какая-то правда. Спасибо.

Исакаев Г. Г.: Мне кажется, вы слишком наивны. Вот у меня такие примеры есть, когда председатель комиссии говорит: "Вы своим подчинённым", там своя организация, он создаёт эту избирательную комиссию, своим подчинённым говорит: "Ты будешь представлять в комиссии СПС, а ты будешь ЛДПР". "Я ж никогда в ЛДПР не состоял!" "Какая разница! Главное, что ты от нас! Сейчас зарплату повышают за работу в избирательной комиссии - это было в президентские выборы - ты будешь доволен." Всё. Они так и работали. Вы считаете, что если они там будут числиться по закону, назначаться от общественной организации, то это даст какую-то объективную избирательную комиссию? Я очень сомневаюсь, потому что при таком подходе, когда у нас законодательство не соблюдается тотально, рассчитывать на то, что прописать в законе "разрешить по месту жительства" выдвигать или не разрешить - это совершенно никакой роли практически не сыграет, по-моему.

Велигодский М. А.: Разрешите ответить? Уважаемые коллеги, совершенно чёткая ситуация прописана в 2000-м году, точно также ко мне прислали на каждый участок города Краснодара, чтобы я от Яблока их назначил в состав комиссий. Так что это известная ситуация большинству здесь присутствующих. Хочу вам сказать, что потом оказалось, что часть из них оказалась потом в партии Яблоко. В зависимости от того, как работать. Кстати, половина из них совершенно не помнит, что от какой партии они выдвигались: от ЛДПС, нет, пожалуй я от СПС. Действительно, ситуация есть. Просто она не такая кондово-однозначная. Я сейчас совсем о другом. Посмотрите, пожалуйста ещё раз 5-ую главу КоАП, посмотрите 141-142 главы УК. И когда у рядового наблюдателя или члена комиссии, он говорит: "Что, Иван Иванович, уважаемый директор, только что-то это не…" Учитель так директору не скажет, "это правда, что тебе до семи, вот то, что ты сейчас предлагаешь мне делать" - это действует не просто отрезвляюще, а просто начинается саботаж. Для этого нужен директор школы, у которого ещё 14 соглядатаев. Один соглядатай там, а не директор, он будет тупо выполнять команду. Когда у вас чужие люди, так невозможно сделать монополию. Я только об этом.

Елисеев С. М.: Вопрос вот какого характера, если можно. Сколько у вас получает рядовой член участковой комиссии и какова средняя заработная плата в регионе.

Велигодский М. А.: Коллеги, вы имеете в виду выборы, да? На выборах ГОЛОС своему наблюдателю платит огромную сумму: 300 рублей. Это меньше, чем любой наблюдатель от любой политической партии.

Винюков И. А.: Вопрос был о зарплате члена комиссии.

Велигодский М. А.: Коллеги, это очень плавающая вещь, могу вам сказать следующее. Пришлось разбираться, почему в одном округе за эту тяжёлую работу платят 150-250 рублей, почему вместо "кормовых" дают бутерброд и так далее, почему не платят премии. Просто удалось, слава Богу, в декабре выбить с них премию. Они забыли.

Елисеев С. М.: Сколько? Сколько?

Велигодский М. А.: 600 рублей.

Елисеев С. М.: А зарплата в среднем?

Велигодский М. А.: Вам как, с чёрными или так? Я думаю, что сейчас по отраслям ничего не известно. По статистике, я думаю, что в селе это очень приличные деньги.

Елисеев С. М.: Я просто хочу сказать, что у меня студенты работали, стипендия 400, за "отсидку" они получали 1,5 минус налог. Разница есть? 1,5 тысячи минус налог.

Винюков И. А.: В Ленинграде, Санкт-Петербурге там платят студентам. Нет, членам комиссии. Ещё есть вопросы? Реплики, извините, нельзя. Ладно, давайте реплику.

Рясной В. В.: Можно одну реплику, короткую. Мы сейчас говорил о доходах членов избирательной комиссии. Но вот мы имеем такие данные, во всяком случае из Смоленска и Тулы мы получили один потрясающий документ, который показывает, что даже вот эти благие желания выплатить наблюдателям и членам комиссии какую-то там сумму денег определённую, вот эти благие намерения обращаются во зло. Областная комиссия окружная, выносит решение премировать членов избирательной комиссии и председателей этих комиссий в зависимости от явки граждан для голосований на избирательные пункты. Значит, ежели явилось 50 %, премия 50 %, если 65 % - премия 70 %. Итак далее и так далее, и так далее. Но! Это официально! Но мы подозреваем, что премия платилась не только за явку граждан, но и за то, как они проголосуют.