4-я конференция / стенограмма выступления

Щеглова Татьяна Александровна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ФОНДА ИНДЕМ
29 мая 2004


Щеглова Татьяна Александровна: Уважаемые коллеги, спасибо за то, что предоставили мне слово. Хотелось бы высказать несколько мыслей, которые возникли в ходе наших двухдневных дискуссий. Очень много сегодня говорилось о взаимодействии политических партий и общественных организаций. Я присутствую здесь в качестве представителя двух сторон: как член РДП "ЯБЛОКО", и как руководитель общественной организации, которая называется "Гражданское согласие". Обычно партии вырастают из общественных организаций и общественно-политических движений. С нашей организацией произошло все наоборот. Я и мои коллеги являлись (и являются по сей день) членами Шебекинского местного отделения партии "Яблоко". К сожалению, это не позволяло нам развернуть работу в полном объеме, в частности, в плане отстаивания прав человека. Более того, мы не могли найти поддержку среди представителей других партий во время выборов различного уровня, даже если эти партии в выборах сами не участвовали. Объяснение тому простое: не все жители г. Шебекина одинаково относятся к "ЯБЛОКУ". У многих сильны коммунистические настроения. Часть людей активно поддерживает ЛДПР. В небольшом городке, где каждый знает кто чем дышит, надо было искать другую форму объединения граждан. Поэтому мы решили создать общественную организацию. Люди в этой общественной организации оказались те же- с активной жизненной позицией, а статус у них был уже другой. Это дало нам возможность участвовать в различных мероприятиях, в частности, в протестных акциях, направленных против повышения тарифов на ЖКУ. Такие акции собирали сотни жителей Шебекина, среди которых были и коммунисты, и "яблочники", и представители "Единой России". В выступлениях горожан красной нитью проходила мысль о том, что в Шебекино одинаково плохо живется всем: в какой бы партии человек не состоял.

С другой стороны, создание общественной организации позволило нам участвовать в конкурсных программах на получение грантов. Финансирование проектов, в частности по продвижению идеи альтернативой гражданской службы, способствовало открытию офиса. Для нас это было важно.

Но самое главное, в чем мы имели успех, и чего бы мы никогда не достигли, оставаясь партийной "ячейкой" - объединение вокруг общественной организации всех политических и общественных сил на выборах главы местного самоуправления в марте этого года. Был создан единый штаб, куда вошли представители практически всех партий и реально действующих общественных объединений. Граждане по нашей просьбе отслеживали нарушения в ходе избирательной кампании. Все это доводилось до сведения прокуратуры, избирательных комиссий различного уровня. Мы заставили территориальную комиссию давать ход каждой нашей "бумажке". Несколько раз в Шебекино выезжали члены областной избирательной комиссии.

Члены участковых комиссий были укомплектованы представителями различных партий и организаций. Единую команду представляли и наблюдатели. Большое внимание было уделено селам, где всегда фиксируется наибольшее число нарушений, как во время избирательной кампании, так и в день голосования.

Единый кандидат по взаимной договоренности не представлял интересы какой-либо партии, а использовал форму самовыдвижения. Поначалу единым кандидатом на этих выборах шла я. Но в дальнейшем, к сожалению, после длительных переговоров, мне пришлось снять свою кандидатуру в пользу другого кандидата. Но тем не менее цель была достигнута. Действующий глава, который считался "непотопляемым", с сарказмом наблюдал за нашими действиями. В своей победе он не сомневался ни на минуту. Так же, как не сомневались в его победе и в областной администрации. Бывший глава местного самоуправления А.В. Смык настолько был уверен в своих силах, что заказал себе два новых костюма и банкет по поводу победы. Тем сильнее был удар, когда после подсчета голосов выяснилось, что бывший глава потерпел поражение, причем, разрыв составил - 20 процентов. Утром можно было наблюдать растерянность членов областной избирательной комиссии, когда оглашались результаты выборов. Неожиданной для всех называли они победу единого кандидата на должность главы местного самоуправления г. Шебекина и Шебекинского района.

Наш опыт сегодня изучается областной администрацией. Предполагавшееся ранее невозможным объединение людей разных политических взглядов и представителей общественных движений, было опровергнуто практикой. Со мною вместе пошли ЛДПР, "Яблоко", КПРФ, другие небольшие партии. Исключением стали "Единая Россия" и партия Труда. Но такую позицию заняло лишь руководство этих партий, а рядовые члены были с нами.

Выборы главы местного самоуправления в г Шебекино показали, что можно добиваться желаемого результата , если объединиться всем вместе, если ставить одну цель и настойчиво к ней идти. При этом ставленнику администрации не помогают даже близкие отношения с губернатором, огромные деньги спонсоров, административный ресурс, нарушения законодательства в ходе избирательной кампании.

Сегодня ко мне поступает много предложений из других районов поделиться опытом объединения граждан, проживающих на территории района.

Для руководителей области неожиданностью стало еще и то, что 14 марта, когда избирался Президент РФ, наш регион стал единственным, где Харитонов набрал больше голосов, чем Путин.

Теперь отойду от темы выборов и перейду к проблеме создания нашей коалиции. Мне кажется, что концентрировать свои действия надо вокруг общественных организаций, но при этом нельзя сбрасывать со счетов опыт различных партий. В некоторых регионах есть чему поучиться у партийных активистов.

Говоря о наблюдателях, поддержу предложение, прозвучавшее сегодня, которое касается создания сети наблюдателей по регионам. Правда, это дело длительное по времени и трудоемкое. У меня есть несколько другое предложение: на первых порах создать группу наблюдателей. Насколько мне известно, "Голос" раздвигает границы своей деятельности, некоторые представители партий имеют опыт работы в качестве наблюдателей. Поэтому я вижу выход сегодня в создании мобильной группы, которую можно использовать в экстренных случаях в различных регионах. Например, в Калмыкии. В нашу организацию пришло письмо с просьбой направить людей в качестве наблюдателей за ходом выборов в этой республике. А ведь проблемных регионов не так уж и мало в нашей стране.

Что касается получения и распространения информации для членов коалиции., хотела бы предложить следующее: можно сделать общую рассылку. Хорошая рассылка есть у Коалиции общественных организации "За демократическую АГС" HRO АГС, и все члены Коалиции получают материалы: юридические, обобщающие опыт тех организаций, которые добиваются успехов. Или, наоборот, кто-то задает вопросы и получает в рассылке ответ. Можно обсудить вариант о подключении всех членов Коалиции к бесплатному номеру 8 000 … Что дает подключение такого телефона? В диспетчерской должен находиться дежурный, который круглосуточно будет осуществлять прием звонков и тут же давать какие-то консультации, отвечать на вопросы. В рамках коалиции нужно создать координирующий орган. Я вижу его в качестве секретариата в количестве, условно, пяти человек. Когда больше число- то такой орган уже не работоспособный. Члены секретариата, на мой взгляд, должны быть жителями Москвы или ближайшего Подмосковья, хотя в режиме online можно иметь специалиста и в другом городе. Но лучше, ( опять -таки, на мой взгляд), чтобы все руководство осуществлялось из центра.

Сегодня много критики звучало в адрес судов, властей и т.д. Считаю, что критика была справедливой. Но мне кажется, что есть регионы или отдельные города и районы, где можно "взять" положительный опыт сотрудничества, например, с участковыми избирательными комиссиями, областными избиркомами, с властями. Такой опыт надо изучать и распространять.

Теперь очень коротко коснусь проблемы законодательства. На своем опыте убедилась, как оно несовершенно. Вернусь к выборам главы в Шебекинском районе. Выдвигается в очередной раз на должность главы глава местного самоуправления действующий глава И сразу же мы попадаем в неравные условия.. Для меня, как для рядового кандидата, закон начинает действовать после того, как я подала уведомление в территориальную избирательную комиссии о намерении участвовать в выборах. Для действующего главы закон начинает действовать после того, как он зарегистрировался кандидатом. И вот тянет глава до последнего дня, когда по закону он может зарегистрироваться. Сам в это время использует на полную мощность административный ресурс, служебный транспорт, кабинет, финансовые ресурсы. Дарит подарки, устраивает представления, выступает в день по пять раз перед гражданами, проводит сессии райсовета и т.д. Обвинить в чем-то противозаконном такого главу нельзя, потому, что в законодательстве ничего не говорится, что глава не имеет права регистрироваться в последний день. Следовательно, надо внести поправку в закон о выборах. Как только уведомил комиссии о желании баллотироваться - все, оставлять свое кресло, бери отпуск, оставляй кабинет, машину ставь в гараж и веди кампанию на равных с другими оппонентами. Это первое. И второе. Я думаю, что нам нужно пункт о сборе подписей вообще убрать из законодательства.. Те, кто выдвигается от администрации или идет при поддержке администрации в любом случае насобирают необходимое количество подписей, причем, на рабочих местах, А людям, которые выдвигаются сами, собирать подписи сложно. Я знаю это не понаслышке, поскольку сама собирала подписи в свою поддержку.

Вопрос: По поводу проекта "Информатика демократии 2000+" что вы о нем знаете, отправляли ли сообщения, насколько удачно, оцените, покритикуйте.

Щеглова Т. А.: Критиковать не буду, поскольку узнала о нем совершенно случайно, благодаря родной партии "Яблоко". Мне прислала Михалева Галина Михайловна информацию о том, что будет конференция такого масштаба. Благодарю ее за это и вас за то, что вы меня пригласили.

Сатаров Г. А.: Уже второй раз возникает вопрос о координирующем органе или центральной организации. Я не сторонник, чтобы наша коалиция имела одну центральную организацию. Мне кажется, гибкая структура должна быть. Есть организации, которые будут отвечать за конкретные проекты или, в крайнем случае, за направления, это максимум интеграции координирующей, не более того. А так, в равноправных началах какой-то координирующий орган, потому что понятно, что все наши направления должны взаимоувязываться, это необходимо в любом случае. Должна быть гетерорхическая структура, а не иерархическая.

Щеглова Т. А.: Вы меня неправильно поняли. Я сказала, что в коалицию общественные организации и все желающие входить должны на равных условиях. К примеру, в Коалиции общественных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу!", куда входит более 80 организаций России, каждый председатель организации является членом правления, Но координирующий орган все равно есть. В него входят люди, которые живут в Москве. Им проще собраться вместе, проще обсудить срочные проблемы. Потом в рассылку, о которой я говорила выше, они дают информацию: какие вопросы рассматривались на заседании, какие проблемы надо вынести на всеобщее обсуждение, какие предполагается провести акции, кто будет руководить определенной акцией.

Велигодский М. А.: Уважаемые коллеги, спасибо, Татьяне Щегловой за интересное предложение, мы все с ним сталкивались, но я его не артикулировал. Мой губернатор и наш президент. Президент начал избирательную компанию 18 декабря, когда устроил 3-х часовую прямую линию с нашими гражданами и тут же вышла огромная статья во всех центральных СМИ. Он там обозначил программу на следующие 4 года, и вот он уже выиграл выборы. Я понимаю, что только сейчас могу обратить внимание, и к своему стыду не знаю ту формулу, которая должна входить в закон или в поправку о гарантиях, в базовый закон. На самом деле так пользуются все. Наш губернатор Ткачев в последний день, когда уже мог, собрали подписи за 3 дня. Выдвигался он на выборы - сообщил на сессии ЗСК, и конечно весь месяц до этого он был резателем ленточек, братался с казаками, инвалидами, и т.д.. Я думаю так везде. Надо искать те провальные места и возвращать к увеличению срока проведения избирательной компании. Это главная вещь.

Сатаров Г.А.: Коллеги, есть такой универсальный принцип не регулировать то, что не возможно регулировать в праве. Та проблема, о которой вы сказали - проблема везде, во всех демократических странах и ни одна страна не решила эту проблему именно таким образом; невозможно запретить власти перестать отправлять власть на том основании, что вот в этот или в тот момент начнется избирательная компания. Там этот вопрос решается по-другому. Ты власть, ты действуешь, твои действия отображаются в СМИ ну и ничего с этим не поделать - действуй и отображайся в СМИ и это, конечно, выгода твоей позиции, что ты в данный момент власть, создаешь события и т.д.. Но есть симметричная этому выгода оппозиции, которая состоит в том, что она в данный момент не у власти и имеет возможность власти критиковать за ее действия и проблема тут не в том, что власть там действует и СМИ отображают, а проблема только в том, чтобы были равные права у власти и оппозиции говорить гражданам то, что они думают. Это ключевая проблема. Не нашла цивилизация формулу решения этой проблемы, и я подозреваю, что ее нет. Только один инструмент - равные права в СМИ. И тогда нас эта проблема не будет колыхать. Ты там режешь ленточку, мы режем тебе своей правдой-маткой чего тебе положено. Вот и все.

Велигодский М. А.: Георгий Александрович, речь идет о том, предложение я сформулировал, восстановить прежний срок начала 90-х годов, не месяц, а закон все отрегулировал в момент проведения избирательной компании и там нет нарушений, пусть это будет не месяц, а три. И пусть он действует. Выступил перед доверенными лицами -чуть было все не сломал, потому что во время избирательной компании делал, тогда и декабрьские три часа, он тогда бы уже был назначен.

Михалёва Г. М.: Я хочу уточнить по вопросу коалиции, я так поняла по многим замечаниям, что люди не в курсе. Попрошу написать адрес сайта нашего на котором вы можете познакомиться с материалами конференции от 10 марта, с материалами круглых столов трех экспертных, и надеемся что проще будет ссылку давать на организации, если какая-то организация из членов коалиции проводит свое мероприятие, то соответственно сразу все рассылается. Сети эти работают, обмен уже есть. Координационный совет есть, собирается он каждую неделю и в нем есть эксперты и милости просим активно подключаться к этой работе. Мы долго дискутировали делать ли нам новую организацию, чтобы получить юридическое лицо, и пытаться получить гранты, но в конце концов решили, что нам значительно проще будет оставаться самостоятельными юридическими лицами, использовать свои ресурсы, в случае необходимости кооперироваться для получения новых ресурсов, а там, как пойдет. Если мы увидим, что нам надо создавать юридическое лицо и бюрократию внутри, будем делать. Не надо - не будем. А сейчас эта гибкая форма наиболее адекватна.