4-я конференция / стенограмма выступления

Нурмагомедова Разият Магометрасуловна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ФОНДА ИНДЕМ
30 мая 2004


Нурмагомедова Р. М., Махачкала: Я заявила тему своего выступления по направлению "Совместные усилия по наблюдению за выборами на разных уровнях власти в разных регионах".

Общая тема нашего нынешнего форума - объединение усилий, создание коалиции, консолидация усилий в процессе выборов. Так вот что я хочу сказать, что в этом плане конкретно в своей практике я делаю?

Меня сюда делегировал Дагестанский республиканский комитет Независимого профсоюза предпринимателей и водителей. Их лидер является известным правозащитником, очень часто публикуется в разных средствах массовой информации. Это по большому счёту, фанатичная работа одного человека. Очень активного. Вернее, двух. Двух братьев (другой является профессиональным адвокатом), которые все свои усилия направляют на то, чтобы защищать права человека. Точно также, есть некоторые люди, которые занимаются правозащитной деятельностью, усиленно работают. Но я начала с чего: я начала искать людей, которые что-то в этом деле предпринимают, и поняла, почему такие плачевные результаты при таком высоком потенциале. Это результат разрозненности всех правозащитных организаций, их самодостаточности, нежелания координировать усилий.

На последних выборах в Государственную Думу я попыталась регистрироваться как кандидат и надо признаться, мне это не удалось. Я собрала 9 тысяч голосов, представила их в избирком, и он их забраковал... Вопрос: почему? Да потому что по данному округу должен был быть зарегистрирован лишь один реальный кандидат и только те лица, которых он выберет себе в качестве "спарринг-партнеров". В "моем" округе такими "партнерами" были телохранитель и ближайший родственник избранного депутата. Все остальные кандидаты, как и я, были провалены еще на стадии их регистрации. Это один из вариантов так называемых "грязных избирательных технологий", которых в Дагестане активно применяется. Поэтому у нас, как правило, выборы проходят задолго до того как населению предоставят право выбрать уже избранных. Реакцией же общества на подобные манипуляции со стороны власти является их игнорирование. Поэтому на выборах принимают участие не более 10 от силы 15 процентов населения. Остальные же проценты - лишь результат творчества тех же самых подконтрольных власти и совершенно независимых от общества избирательных комиссий. Поэтому одним из главных тем нашего разговора должен являться каким образом общество может повлиять на состав избирательных комиссий, начиная от участковой и кончая окружными, как законодательно эту проблему можно решать. Ведь не секрет, что эти комиссии создаются и контролируются исполнительными и муниципальными властями, зачастую под конкретные в кандидаты. И они выдают на гора те результаты, которых ожидают их хозяева. Не знаю как в других регионах, но в Дагестане это так. Наглядным примером в этом может являться последние выборы Президента Российской Федерации. Так, в одном из избирательных участков города Махачкалы (№1020), где присутствовали наши наблюдатели из 1918 избирателей пришли голосовать лишь 135 человек, что составляет 7 % от общего числа избирателей. Избирком же отрапортовала, будто в выборах приняли участие 1807 человек, превысив таким образом фактические результаты более чем в 14 раз! Так было не только на этом конкретном участке. На всех участках наблюдалось такое положение. С учетом максимально допустимой погрешности можно сказать, что на этих выборах приняли участие не более 15 % избирателей. И в итоге республиканский избирком отчиталась, что в выборах приняли участие более 94 % населения. Это пример действия избирательной системы в республике.

Другая большая проблема - институт наблюдателей. Мало того, что они не имеют реальных полномочий для влияния на результаты выборов, они еще и не умеют пользоваться даже теми, которыми наделены. Поэтому насущной необходимостью является проведение целенаправленной работы по их обучению. Такую же работу необходимо проводить и среди членов избиркомов. Для этого нужны ресурсы, средства. Где и как их взять нужно решить законодательно.