Винюков И.А. Статистика интернет-мониторинга российских выборов 2004 года

Федеральные выборы 2004 года в России продолжили начавшийся в 2003 году период естественнрй активизации Проекта "Информатика для демократии – 2000+", возникшего в 1999 году в форме общественного Интернет-мониторинга выборов в России. Как выборы в Госдуму 2003 расширили базу наблюдений и вызвала рост активности участников ниже, чем в 1999 году, по причине общего снижения интереса к политике вообще и к выборам в частности, так и президентские выборы 2004 развили Проект меньше, чем в 2000 году. Но тем не менее количественный рост основных показателей продолжался.

В результате выполнения Проекта в 2004 году созданная в предыдущие годы корреспондентская сеть участников Проекта продолжала развиваться.

 

1. Регистрация участников – корреспондентов-наблюдателей Проекта

За 4,5 месяца 2004 года зарегистрировалось 11 наблюдателей из 10 разных субъектов федерации.

На 15 мая 2004 года в Проекте зафиксированы 331 регистрация наблюдателей - общественных корреспондентов Проекта, проживающих в 61 субъекте Федерации.

В Проекте зарегистрировались также в качестве участников 100 организаций, 38 из которых направили в него своих представителей.

Динамика роста численности наблюдателей – участников Проекта отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика роста числа наблюдателей-участников

Как видно из графика численность наблюдателей – участников Проекта росла постоянно и наиболее быстро в периоды федеральных кампаний 1999 и 2003 годов.

Распределение численности наблюдателей – участников Проекта по наиболее представленным регионам России приведено в Таблице 1.

Таблица 1. Численность наблюдателей – участников Проекта по наиболее представленным регионам России

Регионы России

Число наблюдателей, указавших данный регион при регистрации

Mосква

84

Cанкт-Петербург

22

Ростовская обл.

11

Читинская обл.

9

Самарская обл.

9

Омская обл.

8

Краснодарский край

8

Рязанская обл.

8

Калужская обл.

7

Новосибирская обл.

7

Ставропольский край

7

Тверская обл.

7

Московская обл.

6

Кировская обл.

6

Липецкая обл.

6

Приморский край

6

Свердловская обл.

6

Саратовская обл.

5

Челябинская обл.

5

Иркутская обл.

5

Ярославская обл.

5

Смоленская обл.

5

Удмуртская Республика

4

Тюменская обл.

4

Мурманская обл.

4

Орловская обл.

4

Нижегородская обл.

4

Республика Коми

4

Республика Татарстан

4

Кроме Москвы и Санкт-Петербурга с их 84 и 22 наблюдателями соответственно наиболее представленными оказались Ростовская (с 11), Читинская и Самарская (с 9), Омская и Рязанская области с Краснодарским краем с 8 зарегистрировавшимися наблюдателями в каждой.

По 7 наблюдателей дали Калужская, Новосибирская и Тверская области со Ставропольским краем, 6 - Кировская, Липецкая, Московская и Свердловская области с Приморским краем, 5 - Саратовская, Челябинская, Иркутская и Ярославская области, 4 – Тюменская, Мурманская, Орловская и Нижегородская области и республики Коми, Татарстан и Удмуртская.

Тремя наблюдателями оказались представленными Владимирская, Оренбургская, Пермская, Псковская и Томская области, Хабаровский край, Республика Карелия и Чувашская Республика.

Астраханская, Белгородская, Вологодская, Воронежская, Костромская и Курганская области, Красноярский край, Еврейская АО, Агинский Бурятский автономный округ и Республики Дагестан и Мордовия дали по две регистрации.

По одной регистрации дали Брянская, Ивановская, Калининградская, Курская, Новгородская, Сахалинская и Тульская области, Алтайский край, Коми-Пермяцкий автономный округ, а также республики Башкортостан, Бурятия и Саха (Якутия). В качестве активных участников Проекта продолжали действовать Информационный центр правозащитного движения, преобразованный в РОО “Правозащитная информация”, отслеживавший по газетным и медийным публикациям факты нарушений и событий в ходе избирательных кампаний.

Распределение наблюдателей по роду занятий ( в Таблице 2) показывает, что по сравнению с 1999-2000 и даже 2003 годами, наибольший рост у представителей общественных организаций.

Таблица 2. Распределение наблюдателей – участников Проекта по видам их основной деятельности.

Вид деятельности

(род занятий) наблюдателей

Количество наблюдателей

Сотрудник общественной организации

60

Журналист

52

Сотрудник негосударственной организации

51

Студент учащийся

28

Другой вид занятий

27

Сотрудник государственного учреждения

24

Преподаватель ВУЗа

23

Научный сотрудник

17

Сотрудник рекламного, PR агентства

15

Работник фед./рег. органа власти или мест.самоуправления

14

Работник аппарата полит. партии, движения

7

Преподаватель школы, лицея, колледжа

5

Сотрудник социологической организации

4

Не работаю

4

.

2. Сообщения корреспондентов – наблюдателей Проекта

2.1 О событиях избирательных кампаний

В результате выполнения Проекта за 2004 год всего зафиксировано и отправлено на сайт 785 сообщений о событиях, из которых 36 относится к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2003 года, 655 – к выборам Президента России 2004 года, 39 – к другим избирательным компаниям и 116 – к другим проектам.

Распределение сообщений по темам приведено в Таблице 3.

Таблица 3. Распределение сообщений по типам событий.

Типы событий

Количество сообщений

Акции в электронных СМИ

280

Акции в печатных СМИ

207

Акции в избиркомах

96

Не указан

67

Партийная жизнь

36

Акции кандидатов

34

Акции властей

27

Акции депутатов

11

Акции на улицах

10

Из таблицы видно, что преобладают сообщения о публикациях в печатных и электронных СМИ, а также об акциях избиркомов, депутатов и партий. Акции властей и отдельных кандидатов, добавленные в список возможных типов событий только в сентябре 2003 года, уже заметно обогнали акции на улицах и даже акции депутатов. По-прежнему во многих сообщениях тип события не указан вовсе.

Распределение сообщений о событиях по наиболее представленным регионам в порядке убывания числа сообщений приведено в Таблице 4.

Таблица 4. Распределение сообщений о событиях по регионам России.

Субъект федерации

Число сообщений о событиях

-(вся РФ)

424

Mосква

206

Республика Карелия

36

Омская обл.

29

Свердловская обл.

5

Cанкт-Петербург

5

Республика Мордовия

5

Республика Татарстан

5

Чеченская республика

4

Алтайский край

4

Камчатская обл.

3

Корякский автономный округ

3

Волгоградская обл.

3

Тюменская обл.

3

Вологодская обл.

3

Курская обл.

2

Чукотский автономный округ

2

Пермская обл.

2

Нижегородская обл.

2

Еврейская АО

2

Ульяновская обл.

2

Хабаровский край

2

Красноярский край

1

Республика Дагестан

1

Воронежская обл.

1

Новосибирская обл.

1

Приморский край

1

Республика Алтай

1

Республика Калмыкия

1

Республика Саха (Якутия)

1

Ростовская обл.

1

Самарская обл.

1

Саратовская обл.

1

Томская обл.

1

Удмуртская Республика

1

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

1

Чувашская Республика

1

Псковская обл.

1

2.1. О нарушениях избирательного законодательства

Сообщения корреспондентов о замеченных ими нарушениях избирательного законодательства фиксировались и рассматривались отдельно.

В результате выполнения Проекта за 2004 год всего зафиксировано и отправлено на сайт 224 сообщение о нарушениях избирательного законодательства в процессе избирательных компаний, из которых 94 относится к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2003 года, а 7 – к другим избирательным компаниям.

Распределение сообщений о нарушениях по регионам в порядке их убывания приведены в Таблице 5.

Таблица 5. Распределение сообщений о нарушениях по регионам России.

Субъект федерации

Число сообщений

Краснодарский край

67

Mосква

56

Московская обл.

15

Республика Татарстан

7

Еврейская АО

6

Саратовская обл.

5

Челябинская обл.

5

Тюменская обл.

5

Ульяновская обл.

5

Республика Башкортостан

4

Свердловская обл.

4

Ростовская обл.

4

Cанкт-Петербург

3

Орловская обл.

2

Коми-Пермяцкий автономный округ

2

Республика Коми

2

Новосибирская обл.

2

Тамбовская обл.

2

Амурская обл.

2

Волгоградская обл.

2

Ленинградская обл.

1

Липецкая обл.

1

Красноярский край

1

Кемеровская обл.

1

Ивановская обл.

1

Псковская обл.

1

Воронежская обл.

1

Калининградская обл.

1

Республика Марий Эл

1

Тульская обл.

1

Томская обл.

1

Ставропольский край

1

Смоленская обл.

1

Самарская обл.

1

Пермская обл.

1

Республика Мордовия

1

Омская обл.

1

Республика Дагестан

1

Республика Адыгея

1

Ярославская обл.

1

Приморский край

1

Пензенская обл.

1

Оренбургская обл.

1

Республика Северная Осетия

1

Понятно, что большее количество сообщений о нарушениях свидетельствует не о большем числе нарушений в регионе, а о большей активности наблюдателей – участников Проекта.

2.2.1. О каких нарушениях сообщали наблюдатели Проекта

Статистика типов нарушений, сообщения о которых присылали наблюдатели Проекта, приведена в следующих таблицах. Типология нарушений была разработана руководителями Проекта перед началом его проведения на основе анализа норм избирательного законодательства. В приводимых ниже таблицах типы нарушений приводятся в порядке убывания числа сообщений о нарушениях, которые прислали наблюдатели Проекта.

Суммы по строкам превышают итоги, поскольку каждое нарушение могло относиться к нескольким типам.

Таблица 6. Распределение сообщений о нарушениях по типам нарушений.

Тип нарушения

Число сообщений

Нарушение правил голосования

82

Воспрепятствование или отказ в содействии при реализации избирательных прав избирателей и кандидатов

49

Нарушение прав наблюдателей, представителей СМИ, доверенных лиц, членов избирательных комиссий

32

Нарушение правил и сроков агитации

23

Фальсификация либо создание условий для фальсификации данных об избирателях или результатах голосования

20

Неизвестен

13

Технические нарушения правил подсчета голосов и подведения итогов голосования

1

Подкуп избирателей

1

Неправомерное использование служебного положения

1

Невыполнение избирательными комиссиями, государственными и муниципальными органами своих обязанностей

1

Нарушения процедуры сбора подписей

1

Анализ типов нарушителей, которых наблюдатели Проекта указывали в своих сообщениях о нарушениях, приведен в Таблице 7.

Таблица 7. Распределение сообщений о нарушениях по типам нарушителей.

Тип нарушителя

Число сообщений

Участковая избирательная комиссия и (или) ее члены

180

Государственный, муниципальный орган, государственное, муниципальное учреждение (государственный, муниципальный служащий, должностное лицо)

21

Неизвестен

16

Средство массовой информации, его работник

2

Иная избирательная комиссия и (или) ее члены

2

Центризбирком и (или) его члены

1

Кандидат в депутаты, Президенты (независимо от формы выдвижения), его доверенное лицо

1

Гражданин, любая негосударственная организация, иностранный гражданин и организация, лицо без гражданства

1

По-прежнему значительное число нарушений, как это видно из представленных выше таблиц, наблюдатели Проекта не смогли или не захотели классифицировать по типам, хотя относительная доля таких сообщений и уменьшилась. Очевидно, что классификация нарушений представляла определенные трудности и была утомительной для наблюдателей Проекта.

Наибольшее число классифицированных по типам нарушителей сообщений о нарушениях на выборах описывало нарушения, произведенные средствами массовой информации, органами власти или их представителями, кандидатами и избирательными объединениями, что и следовало ожидать, поскольку именно эти субъекты чаще всего и являются нарушителями норм законодательства.

Оценка достижения поставленных целей и полученных результатов

Главными критериями успешности проекта представляются величина сети его корреспондентов-наблюдателей и их активность и квалификация.

На 15 мая 2004 года обеспечено 331 регистрация наблюдателей - общественных корреспондентов Проекта, проживающих в 61 субъекте Федерации.

В Проекте зарегистрировались также в качестве участников 100 организаций, 38 из которых направили в него своих представителей.

В результате проведения основной акции 2004 года - наблюдения за президентскими и региональными выборами всего за период с января по май 2004 года было зафиксировано 785 сообщения о событиях и 224 - о нарушениях избирательного законодательства в период избирательной компании по выборам в Госдуму. Подавляющее большинство из них были распределены по типам событий, нарушений, нарушителей, видам нарушений, регионам, кандидатам, партиям и блока, что свидетельствует о возросшей квалификации участников Проекта.

За все время существования Проекта с 1999 по 2004 год зафиксировано, отправлено на сайт и опубликовано на нем для всеобщего доступа свыше 7510 сообщений о событиях и 680 - о нарушениях избирательного законодательства в процессе всех избирательных компаний России.

Общее число имеющихся в базе сообщений и любую их выборку можно в любое время увидеть на сайте http://www.indem.ru/idd2000.

За 4,5 месяца 2004 года зафиксировано 11260 посещение сайта. Из них 5745 – с уникальных IP-адресов.