Заметки о нарушениях законодательства в ходе президентских выборов (2004 г.) в Тюменской области

Постников Вадим Васильевич,

Международный наблюдатель,

координатор региональной коалиции “Мы, граждане!”,

канд. техн. наук

1. Нарушения в ходе предвыборной компании

1.1. В массовом порядке нарушалось избирательное законодательство в области порядка издания агитационных материалов и определения источников оплаты агитматериалов. В основном эти положения отражены в Федеральном законе (ФЗ) 2003 г. "О выборах Президента РФ": статья 55, пункт 2: “Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 52 и 53 настоящего ФЗ, должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов”. Так же статья 49, пункт 8: “Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев предоставления зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в порядке, установленном статьями 51 - 53 настоящего ФЗ. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается”. И статья 56, пункт 4: Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами Президента РФ деятельности кандидатов,… а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц… в ходе избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда”.

1.2. Начиная с 3 марта и вплоть до 19 часов 12 марта 2004 г., в людных местах г.Тюмени молодыми людьми стали распространяться незаконные агитационные печатные материалы с изображением кандидата в президенты РФ В.В. Путина в сопровождении текста с выдержками из “выступления Президента В.В. Путина 16 февраля 2004 года, Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова”. Текст, написанный от имени В.В. Путина, содержал: благодарность избирателям “готовым поддержать на предстоящих выборах Президента России” кандидатуру Путина; информацию о том, что кандидат в Президенты РФ “намерен сделать в ближайшие четыре года”; предвыборные обещания: “надо прекратить разбазаривание…, надо довести до конца…, необходимо решить задачу…, мы обязаны довести до конца программу наших политических преобразований, наши действия будут последовательны…, мы реализуем реформу…, надо завершить создание…, мы должны продолжить работу…, мы обязательно завершим преобразования…”.

Указанный печатный материал с очевидностью обладает признакам предвыборной агитации, предусмотренными п.1 ст. 49 ФЗ “О выборах президента Российской Федерации”, имеет целью побудить избирателей голосовать за кандидата в Президенты РФ В.В. Путина. Однако в нарушение статьи 55 ФЗ “О выборах президента РФ” буклет не содержит наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, а также информации об оплате изготовления этого агитационного материала из избирательного фонда кандидата В.В. Путина. Таким образом, несколько бригад раздавали на центральных улицах областного центра анонимную агитационную продукцию в течение 4 дней.

1.3. Федеральным законом “О милиции” в императивной форме вменено в обязанность милиции “принимать меры по пресечению противоречащей закону предвыборной агитации” (п.28 ст.10 названного закона), однако никаких пресекательных мер милиции не предприняла, свои обязанности не выполнила. Жалобы граждан, направленные в избирком, не были оперативно рассмотрены, решение по ним вынесли только 13 марта, когда раздача буклетов была прекращена. Решение тоже характерное: комиссия сочла жалобы не подлежащими удовлетворению. По оценкам за четыре дня за последнюю перед днем голосования неделю было распространено не менее 40 тысяч незаконных агитационных буклетов.

В то же время при обнаружении 5 листовок с призывами бойкотировать президентские выборы и также исполненные без выходных данных ГУВД безотлагательно начало проверку с тем, чтобы определить типографию, в которой были напечатаны листовки, и лиц, которые их распространяли. Такой завидной оперативностью органы внутренних дел доказали: “Могут же, когда захотят”.

Обнаружены нарушения и в наружной рекламе. В городе Тюмени были смонтированы несколько десятков билбордов с изображением одного из кандидатов в президенты - В.В. Путина (совместно с другим лицом) и надписью “Единая Россия – сильная область”, причем без указания требуемых по закону данных: из какого избирательного фонда оплачена политическая реклама, кто является заказчиком. Судя по использованию в тексте названия политического объединения “Единая Россия”, можно обоснованно предполагать, что к заказу политической рекламы одного из кандидатов в президенты причастно Тюменское отделение именно этой политической структуры. Но обращения граждан в избирательную комиссию и в прокуратуру области в течение агитационного периода не рассматривались, а после - потеряли актуальность, выборы-то закончились.

2. Нарушения законодательства со стороны средств массовой информации

2.1. В газете “Большая Тюмень”, №7 от 25.02.2004, на первой странице была опубликована статья Николая Соколко, Галины Ковалевской “Сергей Семенович, устали ждать-с!”, направленная на создание положительного отношения читателя к В.В. Путину, имеющая целью побудить избирателей на президентских выборах к голосованию именно за В.В. Путина, а также содержащая утверждение, что именно В.В. Путин будет избран Президентом РФ на предстоящих выборах.

Статья исполнена как панегирик: “За четыре года правления Президент не просто добился конкретных успехов – он сумел сохранить свой главный ресурс – доверие общества, он по-прежнему внушает надежду нации. Такой кандидат непобиваем”. Авторы рассуждают о победе Путина на предстоящих выборах как о свершившемся факте: “…многие параметры его победы еще не ясны. Зная победителя, мы не знаем результатов важнейшего фактора выборов – уровня явки избирателей”, “…главный риск на выборах для Владимира Путина – “вялость его победы”, “для Владимира Путина важно с какой командой он войдет во второй срок Президентства, с каким составом будет продолжать политику реформ”, “Эксперты практически не сомневаются в победе Путина на выборах 14 марта. Причем вероятна победа уже в первом туре...”, “Именно это и должен сделать президент, чтобы на втором сроке добиться реальных результатов в своей политике”.

С другой стороны, авторы уничижительно характеризуют других кандидатов: “слабая конкуренция, отсутствие соперников, которых хотя бы с небольшой натяжкой можно было бы назвать “кандидатом в Президенты”.

Статья проиллюстрирована уже узнаваемой в Тюмени фотографией В.В. Путина и С.С. Собянина на фоне флага РФ и лозунга: “Единая Россия – сильная область”.

Специальная агитационная цель статьи прослеживается в попытке убедить читателей в отсутствии достойных кандидатов на пост Президента за исключением действующего Президента В.В. Путина, не только достигшего значительных успехов в своей предыдущей деятельности на этом посту, но и пользующегося поддержкой уважаемого губернатора.

Статья не была оплачена из средств избирательного фонда кандидата В.В. Путина (сведения об этом в публикации отсутствуют). Избирательная комиссия отказала в удовлетворении жалобы избирателей по этому поводу, ссылаясь на законность информирования о текущей служебной деятельности действующего президента страны.

2.2. Парламентская газета “Тюменские известия” за 04.03.2004 разместила на третьей полосе статью “Тобольские поручения Владимира Путина” и фото В.В. Путина, за 06.03.2004 - на первой полосе статью “Стольный град Сибири глазами Президента” и фото В.В. Путина с двумя женщинами – без оплаты из избирательного фонда кандидата в президенты. А 12 марта эта газета вышла повышенным тиражом 121095 экземпляров, тогда как обычный не превышает 26 тысяч, (четверговый 47650 экземпляров). На всех полосах призывы выбрать “нашего президента”, множество портретов В,В. Путина и ни одного из его соперников, надо полагать, с целью - показать, кто, собственно, “наш”.

3. Навязывание решения о принятии участия в выборах

Воля народа, выраженная на свободных выборах, собственно, и является основой демократической организации власти в государстве. Навязывать гражданам решение об участии или неучастии в выборах, навязывать им какой-либо выбор, не соответствующий их внутренним убеждениям, недопустимо. Согласно п. 3 ст.21 Всеобщей декларации прав человека: “Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования”. Использованием термина “нефальсифицированные выборы” государства, принявшие Декларацию, обозначили постоянное присутствие сил, заинтересованных в фальсификации воли народа. Президентские выборы в Тюменской области подтвердили наличие таких сил. Прежде всего, они действовали в направлении искусственного вовлечения в избирательный процесс как можно больше избирателей.

Для этого в непосредственной близости от избирательных участков были устроены розыгрыши призов в бесплатной лотерее, бесплатная работа пассажирского транспорта, профилактические медицинские мероприятия, дегустация продукции местных производителей продуктов питания. В Тюмени был устроен праздник проводов русской зимы, хотя до этого такой праздник традиционно отмечался в последний день масленицы (в конце марта).

В честь этого “чрезвычайного” праздника было объявлено, что руководители муниципальных пассажирских предприятий и частные перевозчики, работающие на городских маршрутах, в том числе и маршрутные такси, “решили поддержать инициативу” одного из предприятий о работе на линии без оплаты проезда. Бесплатной работой в “праздничный день” были заняты двести муниципальных автобусов и троллейбусов, столько же коммерческих автобусов и около трехсот маршрутных такси. Как отмечалось в прессе, “водители транспортных средств были совсем не в праздничном настроении в отличие от жителей города”.

Молодые избиратели (с 18 до 22 дет), принявшие участие в голосовании, на избирательных участках получали приглашения на бесплатный концерт в Ледовый дворец, где выступали московские группы “Икс-миссия” и “Динамит”. Оргкомитет этого благотворительного мероприятия возглавлял председатель исполкома областного отделения партии “Единая Россия” С.Л.Усольцев.

Призовой фонд бесплатной лотереи, называемой “розыгрыш призов”, составлял 10 миллионов рублей. Барабаны с билетиками в помещениях по соседству с избирательным участком вертели работники государственных и муниципальных органов. К участию в розыгрыше допускались исключительно избиратели. У организаторов лотереи оказались списки избирателей с указанием года рождения и точного адреса, что указывает на прямую связь организации лотереи с избирательным процессом. Время работы центров розыгрыша призов в точности совпадало со временем голосования – с 8 до 20 часов.

4. Нарушение избирательного закона со стороны чиновников группы “А”

Согласно подпункта “б” пункта 7 ст.48 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” лицам, находящимся на государственной службе и замещающим государственные должности категории “А” при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, запрещено проводить предвыборную агитацию, однако этот запрет нарушался. Заместитель председателя Тюменской областной Думы, член фракции “Единая Россия” Г.С. Корепанов провел целую серию встреч с избирателями – со студентами и преподавателями Тюменского юридического института МВД РФ, жителями своего избирательного округа в Югре, с сотрудниками ОАО “Тюменьэнергобанк”, с работниками завода “Тюменские моторостроители”. Он объясняет свою миссию следующим образом: “Региональная организация партии “Единая Россия” приняла решение о том, чтобы члены политсовета побывали в различных коллективах и в личной встрече с людьми рассказали о своей позиции, выступили с разъяснениями программы действующего Президента Владимира Путина”. Смысл его выступлений в том, что “останавливаться или менять правильный курс никак нельзя… Необходимо сделать все, чтобы сохранить стабильность и темпы роста, повысить могущество государства и благосостояние его граждан”.

5. Нарушение при досрочном голосовании.

В преддверии выборов 22.02.2004 по инициативе администрации Тюменской области был принят областной закон “О труднодоступных и отдаленных местностях Тюменской области”, которым к труднодоступным и отдаленным отнесены вполне доступные, даже расположенные вблизи районных центров деревни. Но формально появилось основание для проведения в этих местностях досрочного голосования на президентских выборах.

Мало того, “под шумок” стали проводится досрочные выборы и в самих районных центрах, не отнесенных к категории труднодоступных.

В письме гражданки Л.П.Шаблаевой из райцентра Голышманово указано, что будучи членом избирательной комиссии по 230-му округу, она 6 марта зашла в дом 19 по ул. К.Маркса, где проживает 29-тилетний В.В.Иванов и его жена Ирина, чтобы сверить их списки и напомнить про дату выборов. В ответ услышала от Ирины, что они уже проголосовали за Путина – к ним приезжали и просили проголосовать за Путина.

В доме №37 по ул. К.Маркса она услышала такие же слова от Анны Семеновны Кашкаровой, 1939 г.р., причем были сообщены некоторые подробности: пожилая женщина могла сообщить, кто конкретно приезжал: сотрудник отдела соцзащиты по имени Наталья Васильевна с милиционером. Они потребовали от нее досрочно проголосовать. И указали, за кого. В присутствии милиционера она проголосовала “правильно”! “За это, - по словам Анны Семеновны, - ей дали календарик”. Об этом писал “Тюменский курьер” 10 марта.

В восьми избирательных участках в Вагайском районе явка составила 97,4 процента”. В других районах на 9 марта “проголосовали на 51 избирательном участке полностью..., нижний порог явки составил 87,6%”.

В областных средствах массовой информации не сообщалось о начале досрочных выборов заблаговременно, чтобы штабы поддержки отдельных кандидатов в президенты могли направить своих наблюдателей для обеспечения контроля за обеспечением свободных выборов в соответствующие местности. По оценке главы облизбиркома И. Н. Халина высокая явка на досрочных выборах – “хороший для избиркома знак”.