М.Н. Арбатская  "Список-знаменатель", или географический анализ

активности российских избирателей и динамики их общего числа

 

 

Административное управление подготовкой и проведением выборов является неотъемлемой частью избирательного процесса. Тиражирование бюллетеней, подготовка помещений и обеспечение их инвентарем, транспортом и связью, предварительное оповещение избирателей, непосредственная организация массового голосования и подсчета его итогов, - всё это лишь малая толика организационно-хозяйственной сферы вопросов, входящих в административный комплекс управления избирательным процессом.

В последнее время и в связи с практически перманентно происходящими в том или ином регионе нашей страны выборами стали регулярно и публично обсуждать названную сторону государственно-политической сферы деятельности, в целом оформляющуюся в самостоятельную, избирательную ветвь власти. Не менее популярной и актуальной темой стало обсуждение "административного ресурса" власти исполнительной, который, как считается, с помощью непубличных методов  и в анонсирующем режиме может определить официальный результат выборов, направляя ход предвыборной кампании в желаемое организаторами политического процесса русло. Но если первая, организационно - поддерживающая компонента избирательных кампаний является необходимым и неотъемлемым признаком любого процесса управления населенной территорией посредством выборного способа формирования и легитимации власти, то другая - административно-политическая, на вышеозначенных территориях  распространена далеко не "повсеместно - равномерно".

Пространственная неравномерность концентрации административного ресурса или, согласно терминологии Transparency International, экстерриториальная неадекватность "правового режима, управляющего политическими финансами"1 применительно к Российской Федерации, исходит в данном случае из феномена политического доминирования в российском обществе властвующей политической элиты, превращающей выборы в механизм обслуживания потребности её несменяемого нахождения ("окукливания") во власти. Признак, особенно распространенный на региональном и местном уровнях современной России и имеющий мало общего с провозглашенным в стране конституционным принципом демократического народовластия.

Связующим элементом как " административного управления", так и "административного ресурса" является их управленческая функция, публично, как правило, не дифференцируемая на составляющие. При этом способы административно-управленческого воздействия на избирательный процесс "ресурса" освещаются буквально в массовом порядке: журналистами, наблюдателями, учеными, экспертами. Административные же возможности различных корректировок, "предусмотренные" технологией организации электорального события и реализуемые, как правило, "на местах",  изучаются  научным сообществом и практиками-обществоведами редко и бессистемно, как следствие - непродуктивно и малозначимо.

В этой связи, в рамках научного аппарата общественной географии и её составной части - политической (электоральной) географии, а также философски совпадающего с географическим подхода эмпирического измерения в интересах политического анализа (ЭПА), мы поставили двуединую задачу:

- на примере изучения организации голосования и динамики электоральной активности (на выборах различных уровней и радиусов распространения), подробного описания территориальных особенностей проведения голосования, подсчета его итогов и систематизации общих организационных моментов;

- научной оценки масштаба и методов "избирательной технологической цепочки" по формированию результатов голосования как способа оформления формальной легитимности власти и общественно-значимых последствий данного феномена.

  Представляется, что обозначенная задача в достаточно глубокой степени проработки может быть решена в процессе анализа одного из основных политических макро-показателей: списочного числа российских избирателей, его общей пространственно-временной динамики, открывающей возможности  разносторонних инструментальных подходов к структурированию. 

Более конкретно речь идет о  сопоставлении параллельной динамики числа избирателей – граждан страны, обладающих активным избирательным правом, и жителей - постоянного населения как функционально взаимосвязанных статистических категорий; а также анализе части политико-географической электоральной проблематики, непосредственно базирующейся на показателе "списочного числа избирателей" и динамике активности последних, предварительно представляемых следующими блоками вопросов:

·      Дифференциация влияния на активность  избирателей в день голосования долгосрочных и краткосрочных факторов формирования электорального поведения, в том числе основного: воздействия центра политических инноваций в зависимости от его уровня (федерального, регионального, местного).

·      Соответствие временного тренда списочного числа избирателей доминирующему в стране направлению социально-демографических процессов.

·      Статистический дисбаланс "избиратели - население", его географическая ориентация на территории страны и научно-практическая значимость феномена.

·      Территориальная динамика активности избирателей и её взаимосвязь с уровнем легитимности победителя президентских выборов.

·      Выработка предложений по совершенствованию системы учета численности избирателей как части общегосударственной системы учета населения.

·      Оценка возможностей административной коррекции результатов выборов и её влияния на качество формирования элитны, реальный уровень легитимности власти и пути поступательного общественно-государственного развития в демократическом направлении.

 

 

 



1 Джеффри Смит: "Исследователи обнаружили коррупцию в 25 странах", "The Washington Post", 30 апреля 2004, http://www.inosmi.ru/translation/209373.html.