конференция /тезисы доклада

А.Бузин,
Межрегиональное объединение избирателей

Испытание выборами
(новое избирательное законодательство и избирательная практика)

  1. Введение
  2. Избирательные комиссии
  3. Система регистрации избирателей. Списки избирателей
  4. Финансирование избирательной кампании
  5. Агитация и информирование
  6. Общественный контроль. Голосование и подведение итогов
  7. Судебно-процессуальные проблемы разрешения избирательных споров
  8. Заключение

Введение

Принятие в 2002 году нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сопровождалось бурными дискуссиями, в ходе которых были высказаны как положительные, так и отрицательные оценки законодательных новелл. Выборы депутатов Государственной Думы предоставили обширный материал для практической проверки закона, хотя и до этих выборов материала было более чем достаточно, так как в течение второй половины 2002-го и первой половины 2003-го года региональные и местные выборы проходили на основе нового федерального закона о гарантиях.

По каким критериям следует оценивать качество избирательного законодательства? Мы не можем дать оценку нового закона с точки зрения его содействия "общественному прогрессу", построению гражданского и правового общества. Слишком уж различны точки зрения на этот счет у различных политических сил. По-видимому, более конструктивным будет оценка нового закона с позиции его соответствия конкретным декларируемым целям, с которыми, между прочим, соглашались практически все участники дискуссий, проходивших в период обсуждения законопроектов.

Основные принципы совершенствования избирательного законодательства были сформулированы в Докладе ЦИК РФ "О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" (Постановление ЦИК РФ №111/1170-3 от 06.10.2000). Именно после этого доклада началась интенсивная работа по совершенствованию закона о гарантиях: сначала в виде проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях…"", а затем — в виде проекта нового Федерального закона "Об основных гарантиях…". Напомним основные направления совершенствования избирательного законодательства, озвученные в упомянутом докладе:

Следует заметить, что помимо упомянутых выше целей, которые касаются процессуальной стороны проведения выборов, новое избирательное законодательство реализовало значительное изменение избирательной системы в узком смысле этого слова, жестко связав избирательную систему с партийной и установив правила, направленные на фиксацию политической системы. Однако в данной работе мы не будем касаться таких нововведений и ограничимся рассмотрением юридических норм, касающихся не существа, а формы избирательного процесса (хотя, несомненно, между ними существует тесная взаимосвязь).

Основываясь на практике прошедших выборов мы можем оценить, в какой степени были реализованы упомянутые выше цели1.

Скажем сразу: новое избирательное законодательство, как и предсказывалось некоторыми аналитиками, оказалось в целом не лучше, а местами и хуже старого. Большинство из декларируемых целей достигнуто не было, а некоторые нововведения породили дополнительные проблемы правоприменения. Однако было бы несправедливо не отметить те нововведения, которые, с нашей точки зрения, оказались удачными не только в теории, но и на практике.

Среди таких положительных усовершенствований хотелось бы назвать в первую очередь нормы, направленные на повышение открытости и гласности при голосовании и подсчете голосов (обязательная брошюровка списков избирателей и регламентация процедуры подведения итогов в территориальных комиссиях)2, а также введение временных ограничений на отмену регистрации.

Изданные в 2003 году Комментарии к Закону о гарантиях3, к сожалению, оказались недостаточно полезными юристам, обслуживающим избирательные кампании. Действительно, Комментарии содержат в основном повторения и трактовки норм самого закона, но не содержат рекомендаций по вопросам, которые постоянно встречаются на практике. Многочисленные спорные случаи, с которыми обращались к автору этой статьи члены избирательных штабов, остались вне рамок этого Комментария.


1 С 1999 года автор этой статьи получает информацию о ходе выборов от штабов некоторых партий. В этот же период автор являлся членом окружной избирательной комиссии по выборам депутата ГД РФ, а затем Московской городской избирательной комиссии. В 2003 году автор был экспертом Ассоциации "Голос" — общественной организации, создавшей сеть независимых наблюдателей в 30-ти регионах России.
2 Напомним еще раз, что мы не затрагиваем совершенствование избирательной системы в узком смысле слова.
3 Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"/Отв. ред. А.А.Вешняков; науч. ред. В.И.Лысенко.- М.: Издательство НОРМА, 2003.- 896с.
|в начало| вперед