конференция /тезисы доклада

Борисов Владимир Александрович,
волонтёр,
Ярославль

Выборы 2003 года на территории Ярославской области:
нарушения, проблемы, опыт

Нарушения

Нарушения установленные судом

7 декабря в день выборов ГТРК "Ярославия" выпустила программу, содержащую агитационные материалы в поддержку действующего губернатора области Анатолия Лисицина и кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации Анатолия Грешневикова, Евгения Заяшникова и Дмитрия Евсеева. Решением районного суда компания была оштрафована на 30000 рублей. Решения суда обжаловано не было.

Типичные "нарушения" 1 СМИ
  1. Размещение явно рекламных материалов кандидатов без указания на рекламный характер публикаций в период до официального начала кампании.
Типичные "нарушения" кандидатов
  1. Недобросовестная реклама в отношении конкурентов (к сожалению, закон о рекламе не распространяется на политическую рекламу)
  2. Недостоверная реклама
  3. Заведомо ложная реклама
  4. Подкуп избирателей (бесплатные юридические консультации, бесплатная раздача продуктов)
Типичные "нарушения" избирательных комиссий
  1. Неиспользование возможностей аппарата комиссий и службы системных администраторов для информирования об официальных событиях и документах кампании, либо неоперативное опубликование в печатных, электронных СМИ и на сайте облизбиркома и иных избирательных комиссий указанных информационных ресурсов (не были опубликованы: сведения о границах избирательных участков, состав избирательных комиссий с указанием организации, которая выдвинула членов комиссии, адреса и телефоны участковых избирательных комиссий и т.п.; информация о событиях избирательной кампании обязательная к публикации публиковалась с большим опозданием).
  2. Неустановление порядка ведения списков избирателей при совмещении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (состав избирателей по законодательству разный), в связи с чем, в настоящее время подана жалоба в суд одним из проигравших выборы в федеральную Думу кандидатов.
  3. Неустановление порядка включения в списки для голосования на местных выборах иностранных граждан, которые по закону имеют право голоса (скорее всего они были таким образом лишены права участвовать в голосовании).
  4. Нежелание комиссий проводить контрольные проверки отсутствия двойного учета граждан по месту жительства и месту пребывания (правда, закон не установил порядок реализации нормы о запрете на двойной учет, но инициативу в этом вопросе закон не запрещал проявлять);
  5. Отсутствие публичности в деятельности комиссий (отсутствие в СМИ или на сайте облизбиркома и сайтах иных комиссий сведений о месте, времени заседания и повестке дня заседания).
  6. Слабая регламентация в деятельности комиссии, которая приводила к нарушению интересов меньшинства членов комиссии (проекты решений комиссий раздавались, как правило, перед началом заседания).
  7. Неготовность комиссий выполнять "судебные" функции (нет процедур, мало юристов). В большинстве случаев комиссии просто уклонялись от выполнения этой функции.
Типичные "нарушения" органов местного самоуправления
  1. Не очень качественная подготовка списков избирателей, которая вызвала, по крайней мере один судебный спор, который потенциально может привести к аннулированию результатов голосования по федеральному округу №189 (разница голосов у победителя и кандидата, занявшего второе место очень незначительная).
  2. Мало специально выделенных мест для размещения наружной рекламы кандидатов из-за чего возникали настоящие баталии при использовании неразрешенных мест.
  3. Использование муниципальных предприятий ЖКХ для снятия наружной рекламы кандидатов, размещенных в неустановленных местах, в интересах кандидатов аффилированных с руководителем исполнительного органа местного самоуправления.
Типичные "нарушения" правоохранительных органов и судов
  1. Участие в кампаниях на стороне конкретных кандидатов (задержание агитаторов конкурентов, например, по факту расклейки наружной рекламы в неустановленном месте, с преданием этих фактов в СМИ).
  2. Милиция без документов изъяла тираж газеты с материалами против действующего мэра. Прокуратура по этому поводу пригласила директора полиграфического предприятия на беседу. Директор предприятия, после бесед счел за благо вернуть деньги заказчику из средств предприятия, списав украденную продукцию на убытки.
  3. Суд не справился с задачей получения информации о наличии или отсутствии второго гражданства кандидата в депутаты в отведенные законом сроки, судья "по ошибке" направила запрос в УВД области, вместо Министерства иностранных дел.
  4. Суд наложил административное взыскание на кандидата, за то, что он публично предложил другому кандидату стать его заместителем после своего избрания (суд счел это агитацией за кандидата, которому предложили стать наемным госслужащим, не оплаченной из его избирательного фонда).

Проблемы

Сколько денег надо тратить на рекламу кандидата?

Необходимо внятно определить: зачем деньги кандидату и сколько надо денег на эти цели по средним ценам и в расчете на среднего кандидата. Если это посчитать нельзя, необходимо отказаться от ограничений на общую сумму. В противном случае ? такой запрет, повсеместно нарушаемый дискредитирует закон и органы власти.

С какого момента можно размещать рекламу кандидата в СМИ?

Практика показала, что около половины объема рекламы кандидата размещается в СМИ в период 3-4 месяца до официального начала избирательной кампании. Поэтому запрет на рекламу в СМИ с момента официального начала избирательной кампании ? это запрет только для бедных. Стоит подумать об изменении сроков начала агитации в СМИ.

Двойной учет избирателей

На практике избиратели включаются в списки избирателей как по месту постоянного проживания, так и по месту временного пребывания или проживания (общежития, дома отдыха, больницы, СИЗО и т.п.). Технической возможности избежать двойного учета таких избирателей в настоящее время нет. Паллиативным решением может стать запрет голосования по месту временного проживания или пребывания на местных выборах (уровня субъекта федерации и муниципального образования), там где влияние этих голосов может быть существенным.

Голосование в переносные урны

Не следует стремиться объять необъятное. Для отдаленных местностей должно быть разрешено голосование по почте. Смешно было смотреть по федеральным телеканалам как члены комиссии на вертолете летали за тысячи километров в тундру, для того чтобы охотники, которые ничего не знают о кандидатах или самих выборах, проголосовали. Это только дискредитирует выборную систему, так как такие факты позволяют говорить о дороговизне выборов. За прием голосов в переносные урны без предварительных заявлений избирателей административную ответственность следует налагать на председателя избирательной комиссии, допустившего это нарушение.

Как повысить активность избирателей?

Местные выборы дискредитированы. Без совмещения местных выборов с федеральными, во многих случаях выборы могут не состояться из-за низкой явки, даже при пороге в 20%. Проблема носит ярко выраженный политических характер, однако, скорее всего, можно найти и примеры позитивного решения данной проблемы в законодательстве других стран.

Выборы и эффективность власти

Если после выборов раз от раза ничего меняться не будет, выборы будут дискредитированы. Проблема также носит ярко выраженный политических характер, однако, скорее всего, можно найти и примеры позитивного решения данной проблемы в законодательстве других стран (упрощенная процедура права отзыва, обязательность должности местного комиссара по правам человека и др..

Нужно ли совмещать выборы различных уровней?

Нет. Дороже для бюджета - да, но эти деньги либо бизнесу, либо бедным. То есть ? это простое перераспределение средств, изъятых из экономики, ничуть не худшее, чем любое иное перераспределение средств через бюджет. В некоторых случаях при совмещении выборов разных уровней возникают технические сложности для кандидатов. Например, в Ярославской области выборы мэра Ярославля и губернатора области проходят в одно время. В связи с этим действующему мэру нелегко решиться на конкуренцию с действующим губернатором ? можно не приобрести должность губернатора и технически потерять должность мэра.

Следует ли кандидатам баллотироваться одновременно на различные должности?

С.И.Загидуллин баллотировался и в губернаторы и в депутаты. Финансирование шло из двух фондов. В случае, если бы он победил на обоих выборах, по одной из должностей, пришлось бы проводить повторные выборы. Эта проблема еще более актуальна при совмещении местных и областных выборов. Кандидаты почти поголовно страхуются, участвуя в выборах двух, а то и трех уровней (выборы депутатов местных представительных органов совмещены с выборами депутатов областной Думы и глав муниципальных образований)

Государственные СМИ и выборы

Нарушали законодательство по-преимуществу государственные или муниципальные СМИ в пользу действующих губернатора и мэра, при том, что они баллотировались на новые сроки.

Что может узнать о кандидате избиратель из бюллетеня и на избирательном участке?

Необходимо править закон: не в тундре живем и не конкурс красоты устраиваем. Необходимо запретить фотографии и автобиография за казенный счет. На стенде и в бюллетене должна быть только информация, которая отражается в бюллетене, а также данные о доходах и имуществе (в том числе сведения после проверки), данные о доходах и имуществе за предыдущий период (для тех кто участвовал в предыдущих выборах), а также данные о наличии непогашенной судимости, сообщенные самим депутатом или после проверки. Необходимо установить законом форму предоставления информации о доходах и имуществе кандидатов, о кандидатах, о доходах и расходах кандидатов (в публикациях была, например, такая информация: "в квартире живут дети", в некоторых случаях не было указаний на характер собственности: личную или совместную, и т.п.)

Следует ли государству по собственной инициативе проверять источники доходов лиц, замещающих выборные должности и баллотирующихся на новый срок, использованных ими для увеличения стоимости своего имущества (недвижимости, транспортных средств, вкладов в банках, вложений в ценные бумаги и т.п.)?

Декларации об имуществе выборных лиц явно не соответствовали декларациям о доходах.

Опыт

Участие партий в избирательной кампании

В Ярославской области постоянные офисы имеют только 4 партии: "Единая Россия", ЛДПР, СПС, КП РФ. Участие партий, кроме "Единой России" в избирательных комиссиях нельзя признать удовлетворительным. Не все комиссии были "закрыты" и многие из делегированных партиями членов комиссии оказались неготовыми к работе в них. Ни одна из партий не проводила систематических мероприятий по контролю за подсчетом голосов.

Участие некоммерческих организаций в мониторинге выборов

Участие некоммерческих неполитических организаций в мониторинге выборов показало свою эффективность. Однако ресурсов у проводящей мониторинг организации было явно мало. Все источники финансирования данной организации не российского происхождения.

Поправки в законы

Поправки в бюджетный кодекс: все программы, финансируемые из бюджета необходимо утверждать в форме закона субъекта федерации или решения представительного органа местного самоуправления. На практике программы используются как форма рекламы действующего главы исполнительной власти.

Поправки в закон о СМИ: необходим отдельный статус для редакций государственных СМИ и самих СМИ, особенно, для телевидения.

Необходимо ужесточить санкции за рекламу под видом информации в информационных программах электронных СМИ, а также санкций за отсутствие указания на рекламный характер публикаций в нерекламных СМИ.

Необходимо распространить положения о недобросовестной, недостоверной, заведомо ложных рекламах в отношении конкурентов на политическую рекламу.

Необходимо закрепить в законах обязательность обеспечения за счет бюджета возможности свободного доступа к информации о публикациях, оплаченных из бюджета, или из партийных средств, или из средств выборных должностных лиц органов государственной власти или органов местного самоуправления.


1 Слово "нарушение" поставленное в скобки означает действие, неодобряемое общественным мнением, либо, по мнению экспертов, незаконное действие, но не признанное таковым судом.