ВОПРОС 1. Юристы общественно-политического объединения бесплатно консультировали малоимущих граждан города в штаб-квартире объединения. Можно ли трактовать такую деятельность во время предвыборной кампании как подкуп избирателей?

ОТВЕТ Начальника Правового управления Центризбиркома России О.Ю.Вельяшева:

В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) избирательным объединениям запрещается предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Научный комментарий Вице-президента Фонда ИНДЕМ, доктора юридических наук М. А. Краснова:

Да, можно. Ст. 60 (п. 2) Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" запрещает кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их уполномоченным представителям, доверенным лицам, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, осуществлять подкуп избирателей, среди прочего, путем предоставления безвозмездных услуг. Юридические консультации относятся к услугам. Кроме того, статья 48 Конституции РФ гарантирует в случаях, предусмотренных законом, право на получение бесплатной юридической помощи. В настоящее время действует Закон РСФСР 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР", где называются основания для оказания бесплатной юридической помощи и порядок ее предоставления. В данном случае, судя по всему, эти условия были нарушены.

 

 

 

ВОПРОС 2. Руководство городского телеканала, опубликовав расценки на размещение политической рекламы, считает, что можно повышать эти расценки в процессе предвыборной кампании в одинаковой степени для всех кандидатов в депутаты. Правомочно ли это? Если подобные действия руководителей средств массовой информации незаконны, то каким образом можно препятствовать этим нарушениям?

ОТВЕТ Начальника Правового управления Центризбиркома России О.Ю.Вельяшева:

В соответствии с пунктом 8 статьи 55 и пунктом 12 статьи 57 Федерального закона срок для опубликования расценок и уведомления соответствующей избирательной комиссии один. Исходя из принципа равных условий предоставления эфирного времени опубликованные расценки не подлежат изменению.

Научный комментарий Вице-президента Фонда ИНДЕМ, доктора юридических наук М. А. Краснова:

К сожалению, законодательство о выборах прямо никак не регулирует описанную ситуацию. Поэтому сделать определенные выводы можно лишь путем толкования положений законодательства. Насколько можно понять, городской телеканал подпадает под действие тех норм Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые делят телевещательные организации на государственные, муниципальные и частные. Государственные и муниципальные телевещательные организации обязаны предоставлять платное эфирное время участникам избирательной кампании, причем на равных условиях. Иные организации вправе, а не обязаны предоставлять эфирное время. Государственные и муниципальные телевещательные организации при этом заключают договоры с кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Но в п.3 ст. 39 названного Закона говорится, что размер оп латы должен быть опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). Из этого можно сделать вывод, что этот размер является постоянным на период всей избирательной кампании. Таким образом, в данном случае даже в договоре нельзя предусматривать изменение размера оплаты, ибо это будет нарушением закона. В данном случае действуют следующие положения Гражданского кодекса РФ: ч. 4 ст. 421 – "Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами"; ч.1 ст. 422 – "Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения"; ч. 2 ст. 424 – "Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке".

 

 

ВОПРОС 3. Какой статьей ФЗ "О выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания..." ¦121-ФЗ от 24.06.99г. или другими законами запрещена оплата из Фонда кандидата (блока, избират. объединения) НАЛИЧНЫМИ деньгами в кассу редакции, издательства, типографии и др. за публикации или изготовление материалов предвыборной агитации? Или все соответствующие расчеты производятся только безналичным путем со счета кандидата (блока) в Сбербанке?

ОТВЕТ Начальника Правового управления Центризбиркома России О.Ю.Вельяшева:

Исходя из пункта 19 статьи 56 и пункта 15 статьи 57 Федерального закона, а также пункта 9.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 августа 1999 года № 9/53-3, расчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков с юридическими лицами за выполнение работ и оказание услуг производятся в безналичной форме. При расчетах вышеназванных лиц за выполнение работ и оказание услуг с физическими лицами возможна оплата за наличный расчет.

 

 

ВОПРОС 4. Могут ли редакции, р/агентства и др. предприятия и организации принимать от кандидатов (блоков) заказы на изготовление (разработка оригинал-макетов, дизайн, редактирование, предпечатная подготовка и т.п.) материалов предвыборной агитации и оплачивать со своих счетов услуги по тиражированию типографиям? Если это запрещено, то каким законом (статья, пункт)?

ОТВЕТ Начальника Правового управления Центризбиркома России О.Ю.Вельяшева:

Федеральный закон не предусматривает посредников при предоставлении эфирного времени и печатной площади.