О преимуществах партийных кандидатов на должность Президента РФ при распределении бесплатного эфира и печатных площадей

1. История

Нормы, позволяющие предоставлять преимущества партийным кандидатам при распределении бесплатного эфирного времени и бесплатных печатных площадей, впервые появились в ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав …” от 12.06.2002 (п. 7 ст. 51 и п. 3 ст. 52). Тогда эти нормы прошли незамеченными. Предложения по исключению этих норм поступили только от Костромской областной Думы и Законодательного Собрания Пермской области – и были проигнорированы.

Летом 2002 г. среди вопросов, заданных Центризбиркому фондом ИНДЕМ был и вопрос об этих нормах. ИНДЕМ получил ответ за подписью О.К. Застрожной, в котором, в частности, говорилось:

“Из принципа равенства не вытекает установление единых правовых условий участия в выборах кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками и независимых кандидатов. Важно, чтобы соответствующие правовые условия применялись на равных основаниях ко всем кандидатам, которым они предписаны… Указанное положение является одним из видов государственной поддержки организованных участников избирательного процесса (политических партий) в целях стимулирования их участия в выборах”.

В законе о выборах Президента данное положение было реализовано, причем в довольно резкой форме. Согласно п. 5 ст. 52, партиям и блокам, выдвинувшим кандидатов на должность Президента РФ, предоставляется треть от общего объема бесплатного эфирного времени, а согласно п. 5 ст. 53, партиям и блокам, выдвинувшим кандидатов на должность Президента РФ, предоставляется половина от общего объема бесплатных печатных площадей.

Следует отметить, что данные нормы вновь протаскивались втихаря: в пояснительной записке к проекту про них ничего не говорилось.

Поправки, предлагавшие исключить данные нормы, поступили от Правительства РФ (за подписью Кудрина), Московской областной Думы и депутата от фракции “Яблоко” С.С. Митрохина. Все они были отклонены.

С резкой критикой данных норм выступал в печати А.Е. Любарев (Как выбирать Президента // Выборы. Законодательство и технологии, 2002, № 10, с. 18; Партийные кандидаты не должны быть “равнее” других // Независимая газета, 29 ноября 2002; Привилегии для партийных кандидатов // Время МН, 20 декабря 2002).

2. Реальная ситуация на выборах 2004

Итак, все кандидаты на должность Президента РФ, представившие подписи избирателей, зарегистрированы, и, таким образом, в выборах участвуют три партийных кандидата (О.А. Малышкин, С.М. Миронов и Н.М. Харитонов) и четыре независимых (С.Ю. Глазьев, В.В. Путин, И.П. Рыбкин и И.М. Хакамада).

Согласно п. 3 ст. 52, общий объем бесплатного эфирного времени на каждом из общероссийских государственных теле- и радиоканалов должен составлять не менее часа в рабочие дни в период с 12 февраля по 12 марта (всего 20 рабочих дней). Но если на каждого кандидата, каждую партию придется более 60 минут, общий объем сокращается и должен составлять 60 мин, умноженные на число зарегистрированных кандидатов и партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.

Нельзя сказать, что эта норма вполне ясная, но наиболее разумное ее толкование состоит в том, что общий объем должен получиться путем умножения 60 мин на 10 (7 кандидатов плюс 3 партии). Таким образом, общий объем бесплатного эфирного времени на каждом из каналов должен составить 600 мин.

При этом 300 мин должны выделяться на теледебаты, 200 мин – предоставляются трем партиям, а оставшиеся 100 мин – кандидатам на индивидуальные выступления. Таким образом, каждая партия должна была получить по 66 мин 40 сек, а каждый кандидат – примерно по 14,5 мин.

Что касается бесплатной печатной площади, то, в соответствии со ст. 53, каждая из трех партий должна получить по 1/6 от общего объема, а каждый из 7 зарегистрированных кандидатов – по 1/14 от общего объема.

11 февраля "Российская газета" опубликовала график распределения бесплатного эфирного времени на общероссийских государственных теле- и радиоканалах между кандидатами на должность Президента РФ и партиями, выдвинувшими кандидатов.

Мы проанализировали этот график, и представляем в таблице результаты анализа.

канал

совместные мероприятия, мин

каждый кандидат, мин

каждая партия, мин

общий объем, мин

доля от общего объема

кандидаты

партии

совместные мероприятия

“Первый канал”

300

15

60

570

15,8%

31,6%

52,6%

“ТВ Центр”

360

9

60

594

9,1%

30,3%

60,6%

“Российское телевидение”

270

16,66667

60

550

18,2%

32,7%

49,1%

“Радио России”

312

15

60

582

15,5%

30,9%

53,6%

“Голос России”

270

15

60

540

16,7%

33,3%

50,0%

“Маяк федеральный”

270

15

60

540

16,7%

33,3%

50,0%

“Маяк 24”

270

15

60

540

16,7%

33,3%

50,0%

“Юность”

270

15

60

540

16,7%

33,3%

50,0%

Из таблицы можно сделать вывод, что все каналы не выполнили в полном объеме требования закона, и ЦИК преспокойно это утвердила.

Как отмечалось выше, общий объем должен составлять 600 мин. Из них в соответствии с пунктами 5, 6 и 12 половина времени (300 мин) должна быть отведена на совместные агитационные мероприятия кандидатов, треть (200 мин) отдана партиям, остальное время (100 мин) распределяется в равных долях между всеми зарегистрированными кандидатами.

Как меняет ситуацию отказ одного из кандидатов от бесплатного времени? В соответствии с п. 11 ст. 52 время, отведенное на совместное мероприятие, при этом не уменьшается. А значит, все каналы должны были отвести на них по 300 мин. Мы видим, что это требование выполнил только "Первый канал". Два канала ("ТВ Центр" и "Радио России") предоставили больше времени, и пять каналов ("Российское телевидение", "Голос России" и три канала "Маяка") – меньше. При этом они уменьшили время как раз на 1/10, т.е. на долю отказавшегося кандидата (что, как отмечалось выше, неправомерно).

Партиям все каналы отдали 180 мин вместо положенных 200. Кандидаты же должны были получить примерно по 14,5 мин. Большинство каналов дали им чуть больше – по 15 мин, а "Российское телевидение" расщедрилось и выделило аж по 16 мин 40 сек. Зато "ТВ Центр" отличился в другую сторону, выделив кандидатам всего 9 мин.

Бесплатный эфир и бесплатная площадь предоставляется партиям для проведения предвыборной агитации. При этом им запрещено (п. 3 ст. 51) использовать эти бесплатный эфир и площади для агитации за других кандидатов (т.е. за тех, которых они не выдвигали). Таким образом, партии обязаны использовать предоставленные им бесплатные эфир и площади именно для агитации за своих кандидатов, а также против других кандидатов (закон, правда, не запрещает использовать бесплатные эфир и площади для агитации “против всех”, но можно полагать, что в данной кампании такого не будет). Кроме того, закон прямо разрешает партиям предоставлять выделенное им бесплатное эфирное время выдвинутым им кандидатам.

Как партии используют предоставленное им бесплатное эфирное время, можно оценить на примере их материалов на телеканале “ТВ Центр” 13 февраля (с 21.25 по 21.55). Всем трем партиям было выделено 10-минутному интервалу. От ЛДПР в прямом эфире выступил лидер партии В.В. Жириновский: он агитировал за Малышкина и против Глазьева, Рыбкина, Хакамады и Харитонова. РПЖ предоставила ролик, в котором ее кандидат Миронов разъяснял свою предвыборную программу. КПРФ также предоставила ролик: половина ролика рассказывала о КПРФ (что по сути не является предвыборной агитацией), но другая половина была посвящена агитации за Харитонова.

Итак, можно сделать вывод, что бесплатное эфирное время, предоставленное партиям, используется в основном для агитации за выдвинутых партиями кандидатов.

Таким образом, партийные кандидаты получили значительно больше эфирного времени, чем беспартийные: на большинстве каналов в 5 раз, а на "ТВ Центре" - более чем в 7 раз.

3. Оценка

Очевидно, что обсуждаемые нормы были приняты для стимулирования участия партий в выборах (в т.ч. выборах Президента РФ). Однако так же очевидно, что в реальности стимулирующего действия не получилось. Если в выборах 1996 и 2000 гг. из, соответственно, 11 и 12 зарегистрированных кандидатов партиями были выдвинуты по 2, то на нынешних выборах – всего 3 из 7. Более того, если исходить из прогнозов, то из трех партийных кандидатов два являются аутсайдерами. Таким образом, выборы Президента 2004 г., как и предшествующие, получились по существу беспартийными.

Большинство парламентских партий приняли данные нормы с удовлетворением (“Яблоко” в лице Митрохина формально выступило против, но реально не боролось). Однако в выигрыше оказались лишь КПРФ и ЛДПР, но не “Единая Россия” и тем более не СПС.

Можно предполагать, что функционеры “Единой России” надеялись с помощью данных норм повлиять на выбор Путина, заставив его баллотироваться от этой партии. Очевидно, однако, что такие мелочи на Путина повлиять не могли. В результате данные нормы формально сработали против Путина, предоставив ему меньше бесплатного эфира и площади, чем Малышкину, Миронову и Харитонову. Правда, понятно, что для Путина вопрос об объеме эфира и площади, предоставляемых ему как кандидату, не является принципиальным, что подтвердил и его отказ от бесплатного эфира. Возможно также, что выдвинувшие его “дублеров” ЛДПР и РПЖ будут пользоваться предоставленным им эфиром и площадями не только для агитации за своих кандидатов, но и для агитации против основных соперников Путина, т.е. будут подыгрывать Путину (ЛДПР уже начала действовать таким образом).

В то же время есть основание полагать, что идея этих норм исходила не от партийных функционеров, а от Центризбиркома, которому Администрация Президента дала задание усилить в законодательстве стимулирующее участие партий в выборах. И Центризбирком проявил в этом вопросе, как и во многих других, “усердие не по разуму”.

Аркадий Любарев
14 февраля 2004 г.