ИЮЛЬСКОЕ ЗАТИШЬЕ

Ольга Михайлова, эксперт Фонда ИНДЕМ

В традиционное для этого времени политическое затишье основная тематика информационных сообщений была вязана с активной подготовкой к федеральным выборам, в основном в регионах, а также с подготовкой и проведением ряда региональных губернаторских и президентских выборов.

Регионы

В свете проходящих в ряде регионов выборов наибольшее внимание журналисты уделяют выдвижению кандидатов, обсуждению их шансов занять пост губернатора. Среди всех регионов, готовящихся к выборам, явно выделяется Санкт-Петербург, где безоговорочным фаворитом еще нестартовавшей предвыборной гонки является действующий полпред Северо-западного округа В. Матвиенко. Ее поддерживают порядка 30% избирателей, а ее ближайшую конкурентку и главную соперницу Анну Маркову – 6%. На текущий момент мало кто сомневается, что первый же тур выборов окажется решающим.

К выборам готовится и Чеченская республика, они запланированы на 5 октября. В связи с этими выборами активно обсуждается новый закон о выборах в Чечне, а также действия и деятельность основного претендента – А.Кадырова. В ближайшее время ожидается всплеск информационных материалов на эту тему, так как эти выборы для руководства значат больше, чем просто выборы главы республики.

В связи с предстоящими выборами в Карачаево-Черкесии в прессе, прежде всего, региональной, интенсивно обсуждалась расстановка политических сил в республике, учитывая постоянные национальные разногласия между карачаевцами и черкесами, а также тот факт, что черкесы отказались выдвигать своего кандидата, и на пост президент баллотировались исключительно карачаевцы.

Готовясь к федеральным выборам, многие регионы формируют избиркомы и шлифуют избирательное законодательство, вносят поправки в действующие законы, касающиеся функционирования исполниельной и законодательной власти. Так, в Москве изменен порядок назначения вице-мэра. Если раньше его избирали москвичи вместе с мэром, то теперь он назначается мэром. В Приморье продлен срок полномочий губернатора и депутатов Законодательного собрания до 5 лет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

На федеральном уровне тематика избирательного законодательства обсуждалась наиболее интенсивно в первую очередь в связи с депутатским запросом, направленным в Минюст о том, что Грызлов совмещает должности руководителя МВД и руководителя “Единой России”. Депутаты ссылались на законы “О политических партиях” и “О правительстве”, в соответствии с которыми сложившаяся ситуация требует вмешательства со стороны соответствующих органов. Однако Минюст признал, что Грызлов ни по одному пункту не нарушает федерального законодательства, так как формально не является членом партии.

Законодательно были расширены права иностранных наблюдателей – теперь они вправе ставить подписи на опечатанных коробках, в которые упаковываются избирательные бюллетени. Предполагается, что это одна из мер, призванных усилить контроль за качеством проведения выборов, тем более что основным лейтмотивом грядущих думских и президентских выборов будет борьба за “честные и чистые” выборы.

В связи с этим активизировались и представители PR-сообщества, которые, предвосхищая начало избирательной кампании, начали проводить семинары и круглые столы, посвященные обсуждению организации проведения “чистых” выборов. Эта проблема явно беспокоит и Центральную избирательную комиссию, инициировавшую подписание Общественного договора “Выборы-2003”, морально обязывающего всех участников избирательного процесса строго следовать букве и духу закона и не использовать в конкурентной борьбе методы пресловутого “черного PR”. Представители ведущих российских политических партий не разделяют оптимизма А. Вешнякова, считая, что данная акция не оправдает возлагаемых на нее ожиданий и не отбелит используемые политтехнологами методы. Хотя все партии согласились принять в нем участие в его подписании 22 августа 2003 года.

Самих политических партий в России после вступления 14 июля в полном объеме ФЗ “О политических партиях” осталось 43.

Не осталось незамеченным предложение спикера верхней палаты С. Миронова о введении государственного регулирования информационных потоков, создав специального для этого отдельное ведомство, задачей которого станет уменьшение объема негативной информации. Естественно, что журналисты и общественность восприняли это предложение как попытку введения цензуры, хотя на во всех своих выступлениях руководитель партии “Жизни” пытается разъяснить разницу между цензурой и государственным регулированием.

Пока еще не столь активно, но все же обсуждаются шансы различных партий на преодоление 5% барьера, возможные партийные коалиции и конечно же, фавориты. При этом все больше появляется материалов с прогнозами политической активности россиян на предстоящих выборах, а также состоянии гражданского общества в России и его возможности влиять на избирательный процесс. Большинство аналитиков сходятся во мнении о слабости гражданского общества и заметном снижении веры граждан влиять на результаты выборов и деятельность власти в целом.