Чувашская Республика

Правовая регламентация положения национальных меньшинств

Основы государственной национальной политики в Чувашии заложены в ее Конституции. Согласно Конституции ЧР, “Чувашская Республика несет ответственность за сохранение и развитие культуры чувашского народа и содействует развитию культуры всех народов, проживающих в республике”. (Ст.6, ч.1). Государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский языки (Ст.8).

В соответствие со Ст.41 ч.3. “Чувашская Республика обеспечивает создание равных условий для сохранения и развития культуры всех проживающих в ней народов, а также оказывает содействие в обеспечении национально - культурных и образовательных потребностей граждан чувашской национальности, проживающих за пределами Чувашской Республики”.

Ключевыми документами, регламентирующими положение национальных меньшинств являются Законы ЧР О языках в Чувашской Республике, О культуре и Концепция государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998 - 2005 годы.

Важную роль в обеспечении национальной политики сыграл республиканский Закон О языках в Чувашской Республике от 27 октября 1990 года (в ред. Законов ЧР от 05.12.94 N 7, от 13.06.97 N 8, от 21.06.01 N 24), регулирующий общественные отношения в области развития и употребления чувашского, русского и других языков, которыми пользуется население республики в государственной, социально - экономической и культурной жизни (абзац шестой преамбулы).

Государственными языками в республике являются чувашский и русский (Ст.1), органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают материальную базу и другие необходимые условия для изучения и использования как государственных, так и других языков (Ст.2).

Законом гарантировалось право на общее среднее образование на родном языке граждан национальностей, компактно проживающих в республике (Ст.19 ч.2), развитие национальных культур на их родном языке (Ст.24).

В местах компактного проживания других народов официальным языком местного управления и делопроизводства может служить язык населения данной местности, в случае необходимости обеспечивается перевод на государственные языки Чувашской Республики (Ст. 5 Закона).

Новые названия населенных пунктов, рек, озер, улиц, площадей, административно-территориальных единиц и т.п. образуются и даются на языке большинства населения данной местности (Ст.26 ч.2).

В сфере транспорта и связи наряду с государственными языками могут употребляться и другие языки с учетом интересов местного населения (Ст.11 ч.2); негосударственные и немуниципальные учреждения и организации также вправе иметь наименование на иных языках населения данной местности (Ст.27 ч.2).

В средствах массовой информации республики обеспечивается употребление государственных языков, а также учитываются и потребности других проживающих в республике национальностей (Ст.23 ч.1). На проводимых сессиях, съездах, конференциях, собраниях, заседаниях, митингах выступающий свободен в выборе языка, при необходимости обеспечивается перевод на государственные языки (Ст.6).

Законом закреплено право национальных культурных обществ и их организаций на ведение своего делопроизводства, а также печатные издания на родном языке(Ст.25).

Особое значение играла норма Закона, устанавливающая ответственность за его нарушение ряда статей: “Невыполнение требований части второй статьи 11, кроме объявлений в городском общественном транспорте; частей второй и третьей статьи 26, статей 27, 28, 31 настоящего Закона влечет предупреждение или наложение штрафа на руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда” (Ст.33 ч.4).

Контроль за соблюдением Закона обеспечивал Госсовет республики, а в районах (городах) - соответствующие представительные органы местного самоуправления (Статья 34).

До последнего времени Закон действовал в редакции законов ЧР о внесении дополнений и изменений в настоящий Закон от 05.12.94 N 7, от 13.06.97 N 8, от 21.06.01 N 24.

Предыстория последнего такова: Управление Министерства юстиции РФ по ЧР в декабре 2000 года дало экспертное заключение по данному закону, указав, что некоторые его положения требуют корректировки в соответствии с федеральным законодательством, а прокуратура ЧР составила представление в Госсовет ЧР.

Был разработан законопроект “ О внесении изменений в Закон ЧР “О языках в ЧР”, однако общественная организация Чувашский национальный конгресс высказалась против поправок Минюста, оценив их как ущемление статуса государственного языка. Президиум ЧНК на своем заседании высказался в защиту Закона ЧР “О языках в ЧР” и выразил несогласие с оценкой Минюста. Президиум решил собрать чувашскую интеллигенцию для обсуждения данной проблемы. (Т.Акташ. ЧНК обвиняет Минюст // “Республика”, N16 (244) 03.03.01)

На этом собрании представители чувашских ученых и творческой интеллигенции 5 марта 2001г. ознакомились с проектом Закона ЧР “О внесении изменений в Закон ЧР “О языках в ЧР” Ситуацию проанализировал один из главных авторов закона академик И. Андреев. Он заявил: “Наш закон ни в какой степени не противоречит российским законам. Предлагаемые поправки лишь выражают пренебрежение к чувашскому языку”. Это утверждение и легло в основу принятой резолюции собрания. Участники собрания осудили попытки ущемить статус государственного чувашского языка в республике. В случае необходимости было решено обратиться с протестом в Совет Европы (Т.Акташ. О статусе родного языка // “Республика”, №19 17.03.01). Тем не менее соответствующий Закон был принят.

В настоящее время в Республике действует Закон ЧР О языках в Чувашской Республике от 25 ноября 2003 года N 36, в котором большинство норм воспроизводят нормы предшествующего, достаточно либерального Закона, за некоторыми изъятиями.

В соответствии с недавно принятым Законом, государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский языки. Статус чувашского и русского языков как государственных не ущемляет права других народов Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики, в использовании и развитии своих языков. (Ст.1 ч.1).

Органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления обеспечивают и гарантируют социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков в Чувашской Республике - Ст.3 ч.3. (Снято обязательство обеспечения материальной базы и других необходимых условий для изучения и использования как государственных, так и других языков, фигурировавшее в предшествующем Законе).

На территории Чувашской Республики гражданам Российской Федерации гарантируется осуществление политических и экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от знания какого-либо языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации (Ст. 4).

Законом гарантируется право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики, в выборе и использовании языка общения, право на выбор языка воспитания и обучения (Ст.6, 7).

В органах государственной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления отныне употребляются только государственные языки Чувашской Республики – Ст.8 ч.1. (Ранее в местах компактного проживания других народов официальным языком местного управления и делопроизводства мог служить язык населения данной местности, а в случае необходимости должен был обеспечиваться перевод на государственные языки Чувашской Республики - Ст. 5 Закона О языках в Чувашской Республике от 27 октября 1990 года в ред. Законов ЧР от 05.12.94 N 7, от 13.06.97 N 8, от 21.06.01 N 24).

В то же время в деятельности государственных органов Чувашской Республики, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы на территории Чувашской Республики используются чувашский язык, русский язык и иные языки народов Российской Федерации (Ст.11 ч.1). Гражданину Российской Федерации, не владеющему государственными языками Чувашской Республики, предоставляется право выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях в государственных органах, учреждениях, организациях на том языке, которым он владеет. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод (Ст.11 ч.2). Гражданам Российской Федерации, не владеющим тем языком, на котором ведется заседание, совещание, собрание в государственных органах, учреждениях, организациях, в случае необходимости обеспечивается перевод на приемлемый для этих граждан язык или на государственный язык Российской Федерации (Ст.11 ч.3). Граждане Российской Федерации вправе обращаться в государственные органы, учреждения, организации с предложениями, заявлениями, жалобами на государственных языках Чувашской Республики или на любом другом языке, которым они владеют (Ст.11 ч.1).

В новом Законе воспроизводится норма, согласно которой "написание наименований географических объектов и оформление надписей, дорожных знаков и иных указателей производится на чувашском и русском языках, а в необходимых случаях и на иных языках с учетом интересов местного населения" (Ст.20 ч.1).В 1993 г. Верховный Совет утвердил Государственную программу реализации Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" на 1993-2000 и последующие годы, в которой основное внимание уделялось развитию чувашского языка. Единственным пунктом Программы, направленным на обеспечение прав национальных меньшинств в данной сфере стало обеспечение трансляции татарских телевизионных программ для татарского населения юго-восточной части республики (Программа реализации Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" на 1993-2000 и последующие годы, утв. ВС ЧР от 28.05.93, Разд.III, п.1).

В настоящее время действует Республиканская программа по реализации Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" на 2003 - 2007 годы и на период до 2012 года, главной целью которой провозглашено "создание условий для гармоничного развития языков и культур народов, проживающих на территории Чувашской Республики" .

Основные мероприятия Программы фиксируют пять основных направлений: интенсификация научного изучения чувашского языка, литературы, фольклора; обеспечение функционирования государственных и иных языков в системе образования; сохранение и развитие языков в сфере культуры; расширение и совершенствование деятельности средств массовой информации и национального книгоиздания; оказание помощи чувашской диаспоре в регионах России и странах СНГ.

Реализация Программы, по мнению разработчиков, позволит "обеспечить: создание необходимых условий для сохранения и развития языков и культур народов, проживающих на территории Чувашской Республики; дальнейшее развитие чувашского языка и обеспечение его функционирования как государственного языка Чувашской Республики; достижение современного уровня знаний государственных языков Чувашской Республики и иных языков, обеспечивающих интеллектуальное развитие, успешную социализацию и высокую конкурентоспособность граждан" (Паспорт Программы).

Выполнение Программы разделено на два взаимосвязанных этапа: результаты деятельности на первом этапе (2003 - 2007 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2008 - 2012 годы).

Программа достаточно тщательно проработана, а комплекс предусматриваемых ею мероприятий выходит за рамки программы языковой политики; по существу, настоящая Программа выполняет функции программы национальной политики: мероприятиями предусмотрена поддержка национально-культурных объединений, финансирование Дней и фестивалей культур, обеспечение библиотек литературой на языках народов Чувашии, поддержка диаспоры и др.

Предполагалось, что на финансирование Программы потребуется в 2003-2012 гг. 194,4 млн.рублей. На 2005 г. бюджет Программы предполагался в 25514 тысяч рублей, а на 2006-1012 – 138255 тыс. руб. Финансирование Программы не выдерживается: в бюджете 2005 г. на ее реализацию было заложено 3922 тыс.руб., в бюджете 2006 г. - 4397 тыс.рублей.

Важные нормы, регламентирующие права национальных меньшинств в области культуры, зафиксированы в Законе ЧР О культуре от 27 мая 1993 года, который гарантирует права человека, народов и этнических общностей Чувашской Республики в этой сфере (преамбула Закона ЧР О культуре от 27 мая 1993 года (в ред. Законов ЧР от 10.11.1997 N 22, от 03.05.2001 N 13)

Законом декларируется равное достоинство культур чувашского народа и других народов Чувашской Республики (Ст.5), защита прав всех народов республики на сохранение и развитие своей национально - культурной самобытности (Ст.13), защита приоритетности прав человека в области культуры по отношению к правам в этой области органов государственной власти Чувашской Республики и любых ее структур, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (Ст.7).

Особая роль отведена взаимоотношениям с диаспорой. Законом провозглашается, что “Чувашская Республика содействует развитию чувашской национальной культуры на территориях субъектов Российской Федерации, имеющих населенные пункты с компактным проживанием чувашского населения, в соответствии с соглашениями о культурном сотрудничестве оказывает этим субъектам помощь в создании чувашских национально - культурных автономий, общественных национально - культурных центров, проведении совместных культурных акций” (Ст.43). Республика оказывает помощь чувашскому населению, компактно проживающему вне Чувашской Республики, в подготовке творческих работников (Ст.15 ч.2).

Поддержка регионов с компактным проживанием чувашей – одно из приоритетных направлений национальной политики Чувашской Республики. В настоящее время национально-культурные объединения чувашей работают в 27 субъектах Российской Федерации и 6 зарубежных странах. Минкультуры Чувашии заключены 12 соглашений о культурном сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Диаграмма

Количество

чувашских национально-культурных объединений

в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах
(на начало года)

Источник: Республиканская целевая программа "Культура Чувашии: 2006 - 2010 годы", подпрограмма “Реализация концепции государственной национальной политики Чувашской Республики”.

Права национальных меньшинств в конкретных сферах закреплены в законах ЧР: О библиотечном деле от 15 июня 1998 года N 11, Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике от 16 марта 1996 года N 3, Об образовании от 28 января 1993 года. В последнем, например, говорится, что “Чувашская Республика обеспечивает создание условий для дошкольного, начального общего, основного общего образования на русском и чувашском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - на их родном языке” (Ст.6 ч.2 Закона Об образовании от 28 января 1993 года в ред. Закона ЧР от 02.06.2006 N 24).

Ключевым документом, определяющим национальную политику и регулирующим права национальных меньшинств в республике является Концепция государственной национальной политики Чувашской Республики, принятая в 1998 г., в которой определены принципы, основные цели и задачи национальной политики (утв. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 31 июля 1998 г. N 223).

Одновременно с Концепцией была принята Программа реализации Концепции государственной национальной политики Чувашской Республики на 1998 - 2005 годы. Программа страдает излишней лапидарностью; возможно, наиболее проработанным ее разделом стал раздел, посвященный связям с чувашской диаспорой. Масштабы финансирования Программы не позволяют говорить о ее действенности. (550 тысяч рублей в 2002 г., Приложение N 11 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2001 N 279 в ред. Постановления КМ ЧР от 23.12.2002 N 332. Бюджетами 2003-2004 гг. финансирование Программы не предусмотрено).

Концепция государственной национальной политики ЧР и Программа ее реализации появились не на пустом месте: им предшествовали столь значимые нормативные правовые акты, как: Государственная программа сохранения и развития культуры и искусства Чувашской Республики на 1994 - 2000 годы, Государственная программа реализации Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" на 1993-2000 и последующие годы, Программа развития образования Чувашской Республики на 1994 - 2000 годы и Президентская программа "Новая школа" (второй этап предшествующей Программы), планы мероприятий по реализации Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской республике" на 1995 и 1996 годы (Постановления КМ ЧР от 22.03.95 N 86 и от 05.03.96 N 87) и др.

В Концепции государственной национальной политики ЧР и Программе ее реализации, с одной стороны, нашли отражение наработки органов государственной власти предыдущих лет, с другой – названные документы стали отправной точкой для последующих решений республиканских властей. Среди них: Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания, Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире", Программа развития образования в Чувашской Республике на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года, Республиканская целевая программа "Сохранение и развитие культуры, искусства и кинематографии Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года", Республиканская программа "Поддержка государственных средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания в Чувашской Республике в 2002 - 2004 годах".

Особого упоминания заслуживает Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания, утвержденная Постановлением КМ ЧП от 1 июня 2000 г. N 109. В Концепции дано определение национальной школы: “Национальная школа - это общеобразовательное учреждение, находящееся на территории Чувашской Республики в местах компактного проживания представителей разных национальностей, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и содержащие соответствующий национально - региональный компонент” (раздел 2, Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания). Впоследствии данное определение было уточнено на законодательном уровне. В соответствии с Законом от 8 января 1993 г. “Об образовании” в ред. Закона от 18 октября 2004 г национальным образовательным учреждением считается учреждение, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции ( ст. 12.2).

Приоритетными в развитии национальных школ заявлены следующие направления: развитие родного языка как языка воспитания и обучения в системе дошкольного и общего образования, способствующего возрождению и развитию национальной культуры, становлению творческой личности через познание истории народа и его самобытности, привитие ей любви и уважения к родному народу, чувства гордости за его вклад в общечеловеческую культуру; расширение сферы использования родного языка, развитие билингвизма, многоязычия; создание благоприятных условий для функционирования государственных языков; реализация образовательных программ, основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции (раздел 3 Концепции). Механизмом реализации Концепции призвана стать Программа развития образования, а также “конструктивный диалог и сотрудничество между органами государственной власти, местного самоуправления и общественности” (раздел 4 Концепции).

Системой мероприятий по реализации Программы развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (приложение к Программе) предусматривалось: введение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного образования в 2001 г.; разработка содержания национально-регионального компонента в соответствии с новой структурой 12-летней школы (2001-2005 гг); обобщение опыта работы образовательных учреждений по воспитанию национального самосознания, толерантности, миролюбия у детей и молодежи (2001-2005 гг). (разд.1 п.2, разд.2 п.3, разд. 4 п.28, Системы мероприятий по реализации Программы развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года).

Важную роль в стабилизации межнациональных отношений была призвана сыграть Республиканская программ "Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике (2002 - 2005 годы)" утвержденная Постановлением КМ ЧР от 19 февраля 2002 г. N 37.В большинстве других нормативных правовых актов центральное место в контексте интересующей нас тематики занимают вопросы связей с диаспорой в различных областях: книгораспространения (программа "Поддержка государственных средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания в Чувашской Республике в 2002 - 2004 годах"), содействие национально - культурному развитию чувашской диаспоры (программа "Сохранение и развитие культуры, искусства и кинематографии Чувашской Республики в 2001 - 2003 годах и на период до 2005 года").

Отдельного упоминания заслуживают нормативные правовые акты, ставящие целью организации этносоциального мониторинга и предотвращения кризисных ситуаций.

В 1995 г. была поставлена задача “изучения причин распространенности психических заболеваний на территории Чувашской Республики с позиций этнических и социокультурных особенностей” (Республиканская целевая программа по совершенствованию психиатрической помощи гражданам Чувашской Республики на 1996-1998 годы, утв. Постановлением КМ ЧР от 29.12.95 N 327, разд.3). В следующем году Распоряжением КМ ЧР утверждены критерии оценки чрезвычайных ситуаций в результате массовых беспорядков на национальной почве (республиканский уровень: погибло 2 чел./пострадало 10 чел./материальный ущерб 6865-кратный минимальный размер оплаты труда; местный уровень: погиб 1 чел./пострадало 5 чел./2288 МРОП - разд.V п.2, Состав информации и критерии оценки чрезвычайных ситуаций, утв. Распоряжением КМ ЧР от 18.04.96 N 150-р).

В последние годы акцент переносится на контроль над этническими диаспорами в республике. (Республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью в Чувашской Республике на 2004 - 2006 годы, утв. Постановлением КМ ЧР от 24.07.2003 N 183. , пп.1.20, 2.5; Приложение N 1 к Республиканской комплексной программе по усилению борьбы с преступностью в Чувашской Республике на 2004-2006 годы). В нормативных правовых актах республики встречаются нормы, не согласующиеся с федеральным законодательством.

1. В Концепции государственной национальной политики в перечне основных принципов государственной национальной политики ЧР названа “защита прав и интересов граждан Чувашской Республики за ее пределами” (Раздел 2, ч.2). Однако Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 13 апреля 2001 г. N 3-Г01-10 вынес заключение, что установление института республиканского гражданства (Ст.10 Конституции Республики Коми) противоречит Конституции Российской Федерации, т.к. вопрос гражданства в Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации и регулируется исключительно федеральным законодательством.

2. В Законе ЧР О порядке освещения деятельности органов государственной власти чувашской республики в государственных республиканских средствах массовой информации от 30 апреля 1997 года N 2 (в ред. Закона ЧР от 21.06.2001 N 25), Ст.4 ч.1), некоторых ранних подзаконных актов республики, имеются упоминания о суверенитете республики.

 

Данное положение противоречит Определению ВС РФ от 13 апреля 2001 г. N 3-Г01-10, согласно которому “Правовой анализ норм ч. 1 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 N 24), других федеральных законодательных актов свидетельствует, что суверенитетом, т.е. независимостью государства во внешнеполитической сфере и верховенством решений во внутренних делах, обладает исключительно Российская Федерация, в ведении которой находятся вопросы безопасности и территориальной целостности государства”.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 249-О, “Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно - правовой статус и полномочия, а также конституционно - правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве…

По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства”. (Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 249-О, п.3.1).